Зов предков: как витебские викинги встречали Йоль

На самом деле отнюдь не весь мир отмечает начало нового года в ночь с 31 декабря на 1 января. Например, в Греции его празднуют 14 января и называют днем Святого Василия. В первое новолуние после 21 января наступает Новый год по восточному календарю, которого придерживаются такие страны, как Китай, Вьетнам, Сингапур, Корея, Монголия, Малайзия и т. д. Вот почему год Черной Водяной Змеи начнется 10 февраля. А еще этот праздничный список можно дополнить традицией скандинавских народов, у которых мы, кстати, позаимствовали обряд украшения новогоднего дерева.
Важнейший праздник скандинавской культуры Йоль был самым значительным, священным и исполненным силы. В течение тринадцати ночей Йоля, начиная с главной – самой долгой (21-22 декабря) – все миры соединяются в Мидгарде. Боги, богини и духи предков свободно путешествуют, тролли и альвы приходят в дома людей, и те, кто близок к иному миру, могут оставить свое человеческое естество, чтобы стать всадниками Дикой Охоты, оборотнями или воплощением различных существ, которые бродят по земле во время Йоля. Но Йоль также время величайшего празднования и радости, когда весь род, живые и ушедшие, собираются вместе с уверенностью, что как Солнце встает из глубочайшей тьмы, так когда-то подобное возрождение ждет и нас.
Витебский клуб исторической реконструкции «Нагльфар», участники которого воссоздают костюмы, ремесла, воинское искусство и быт скандинавских и славянских народов раннего средневековья, уже третий год подряд собирает круг друзей, чтобы почтить традиции и обряды предков, встретить Йоль за праздничным столом и в веселых играх. Нынче и мне посчастливилось стать участником этих событий.
На два дня и две ночи одна из агроэкоусадеб Витебского района превратилась в чертоги викингов. В этот раз праздник организовывали сразу два витебских клуба – «Нагльфар» и «Варгенторн», а также приняли приглашение гости из Минска и даже России. Когда комнаты были украшены шкурами диких зверей, свечами и еловыми ветками, столы ломились от традиционных яств и напитков, а в церемониальном зале законное место в центре йольского венка занял пирог, испеченный в виде вепря (символ жертвы богам), женщины обошли дом, освещая путь огнями.
Вскоре последовали и главные обряды. Каждый отдал какой-то предмет, символизирующий его ремесло, в знак того, что на дни Йоля он не будет заниматься никакой работой. Затем хозяйка двора и старшая в роду легкими ударами березовой ветки по разным частям тела каждого присутствовавшего произвела обряд очищения.
Йольские дары – красные яблоки и фигурное печенье – стали украшением ели на улице. Это жертва духам и возможность загадать желание, которое они помогут исполнить. Да и праздничное дерево смотрится особенно нарядным с такими «игрушками».
И начался пир во славу живых и тех, кто пришел в эти дни из других миров. Все, кто хотел, дарили друг другу подарки. Всю ночь длилось застолье с общением, средневековыми играми и танцами под живую музыку белорусской дуды и барабана, которую подарили музыканты минского клуба. А кульминацией стал обряд разрезания «вепря». Каждый по очереди подходил и произносил клятву «на шкуре вепря» о том, что он обещает сделать в новом году. После чего ярл (вождь) отрезал голову хлебной жертве, и все участники праздника съели по кусочку булки.
И хотя поутру пришлось разоблачаться из средневековых одеяний и возвращаться в современность, все реконструкторы помнят о пограничном времени и его определяющем значении для будущего. Каждый поступок взвешенный, за каждое слово в ответе, каждое веселье искренно. Так и нужно вступать в новый год!




















