Однажды картины задержали на границе, посчитали особо ценными. Талантливый художник из Витебска творит вопреки ДЦП
С детства родственникам было видно, что мальчик одаренный. К примеру, не имея возможности использовать руки, он пальчиками ног выстраивал игрушечных солдатиков ровненько в идеальную линию.
Начал творить в подростковом возрасте. Как сегодня вспоминает Олег Михайлович, катализатором послужили девушки-заочницы, которым мама сдавала комнату. Они собирались стать художниками-модельерами. Паренек внимательно наблюдал, как они рисуют, и старался перенимать технику, тем более, что они были не против выступить в роли наставниц. Первыми «объектами» стали резиновые игрушки из коллекции сестры Надежды, которые рисовал с натуры.
Мне, кому природа не дала художественного дара, тяжело без изумления смотреть на талантливые картины, которые на каждом углу в витебской квартире на улице «Правды». Олег Маханьков преимущественно работает цветными карандашами, но не пренебрегает и черно-белой графикой.
Валентины Даниловны не стало больше десяти лет назад. За ним сегодня ухаживает сестра Надежда. Как она шутит, сама Олегу как мама, так как старше его на 17 лет. Во многом из-за этого и не сложилась личная жизнь. Дважды была замужем, и оба супруга не выдерживали того, что жена «делит» их с братом, хотя она заранее предупреждала об этом. Особенно стал необходим уход за Олегом после второго инсульта матери.
«Я не могу рукой ровные линии так провести», – с гордостью говорит сестра нашего героя, которую без тени сомнения также можно назвать сильной духом. Он человек радости, как постоянно замечают окружающие. Вращается среди таких же радующихся жизни людей.
Знаменательной вехой в судьбе стал приезд представителей немецкого общества, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, которые узнали, что в нашем городе есть такой интересный молодой человек. Зарубежные гости организовали в Германии выставку картин витебчанина. А когда везли их назад, таможня не пропустила, посчитав художественной ценностью. Оформлять каждую из них было бы большой морокой, поэтому предложили организовать их продажу. В итоге вскоре из-за границы прислали очень приличную сумму денег, вырученных за работы. В качестве подарка в Витебск доставили и современную инвалидную коляску.
Спустя годы Олегу Маханькову предложили послать работы на выставку в Женеву. На этот раз они были оформлены надлежащим образом и застрахованы, чтобы не повторилась ситуация.
Первая же выставка на родине состоялась в музее частных коллекций, который тогда находился на улице Доватора. До сих пор Олег Михайлович помнит переполнявшие его тогда эмоции. Там же была и следующая экспозиция. Всего в творческой коллекции художника 9 персональных и более 20 совместных выставок.
Как происходит процесс написания работ? На ДВП прикрепляется лист бумаги. Мастер зажимает пальцами карандаш – и начинается таинство.
Смотрю на портрет красивой девушки и слушаю его историю. Это бывшая соседка по подъезду. Писать картины ногой, понятно, дело не быстрое, и натурщице пришлось бы проявить настоящие чудеса усидчивости. Поэтому она принесла свою фотографию. «Даме сердца» уже порядком за сорок, но с работы на нас смотрит вечно юная душа в облике девушки.
В коллекции есть одна работа маслом, но это очень тяжелый процесс для человека с ограниченными возможностями. Важный факт, говорящий о мастере, – он никогда не делает черновиков, все создавая с первой попытки. Всего в творческой коллекции мастера около 150 работ. На создание каждой в среднем уходит от одной недели до месяца. Однако Олег Маханьков очень упорный человек. Так уходит в творчество, что его трудно бывает уговорить позавтракать-пообедать.
Олег Михайлович самостоятельно освоил компьютер. Причем методом «тыка». Поставил удивленных родных перед фактом.
Находит посредством интернета себе друзей. Много у него близких людей и в нашем городском обществе инвалидов. Совместно отмечают праздники. В кругу общения и те, кто физически здоров. При всей своей усидчивости Олег Маханьков совершенно не домашний человек. Он изучил уже практически весь свой родной Витебск.
Друзья живут и в Израиле, и в России. Присылают импортные карандаши, которые больше подходят для человека с такими проблемами, как у Олега. Они более объемные, и их удобнее зажимать между пальцами. Пишет рассказы и стихи. Правда, со стороны кажется, что над ними стоит еще поработать.
«Что-то Бог отнимает, а взамен что-то прибавляет», – говорят люди. В этом весь Олег Маханьков, который считает, что сам город причастен к тому, что в нем рождаются уникальные художники.
Когда глаза не видят, но в жизни горит свет: история незрячего парня из Витебска>>>