Как избежать зимой форс-мажора с аккумулятором
У меня заглохла машина. Внезапно! Неожиданно!
Спасли меня таксисты. Оказалось, что причиной моей остановки стал аккумулятор. Он почему-то резко разрядился. Меня прикурили, машина завелась…
…Что является “сердцем” автомобиля? Разумеется, мотор. Но есть у авто и второе “сердце” – это аккумулятор. Он обеспечивает работу электрооборудования. А оно, как известно, в современной машине очень сложное и объёмное. И вот это сердце дало сбой.
- Сколько лет аккумулятору? - спросили меня таксисты.
- 5 лет, как и машине.
- Завтра же покупайте новый! Только не берите, дорогой, рублей 200, не больше!
Поехали мы с другом в магазин Торговой сети Первая аккумуляторная компания на Московском проспекте. Встретила нас девушка-консультант Анастасия, совсем молоденькая. Первое впечатление - хорошо, что я приехала не одна. Ну вот чем она поможет???
Фото предоставлено Анастасией
И понеслось.
Я не представляла, что такая молоденькая девочка может столько знать об аккумуляторах и на равных разговаривать со взрослым мужчиной. Вобщем, даже если бы я была одна и приехала бы за покупкой, в вопросе выбора аккумулятора мне пропасть не удалось бы.
Тут немного отвлекусь от своего рассказа и вставлю советы представителя Торговой сети Первая аккумуляторная компания о том, как поддерживать аккумулятор в надлежащем состоянии, а при необходимости как правильно выбрать новый.
- До холодов пока есть время. Когда же к ним готовиться – сейчас, или можно ещё подождать?
- Уже сейчас. И, в первую очередь, проверьте, в каком состоянии находится ваш акумулятор. Ведь, по статистике, примерно 20-30% неисправностей авто относятся к электрооборудованию. Сначала удалите загрязнения на поверхности и клеммах аккумулятора, так как они приводят к повышенному саморазряду батареи.
Очистите токововыводы и клеммы от налета, если таковые имеются, 10% содовым раствором и щеткой. Далее следует прочистить вентиляционное отверстие в газоотводе: во время езды на авто происходит подзарядка батареи, во время которой выделяются газы и которым нужен свободный выход. К слову, во время домашней подзарядки батареи, рекомендуется выкручивать заливные пробки, если акумулятор обслуживаемый с жидким электролитом. Это делается во избежание накопления избыточных газов внутри АКБ, которые могут привести к внештатным ситуациям.
Далее стоит проверить уровень электролита, и при нехватке долить дистиллированную воду. Жидкость в аккумуляторе должна закрывать верхнюю часть пластин на 1,5 см. Измерьте плотность электролита в каждой банке.
Это рекомендуется делать регулярно, но в холода и перед ними – особенно, поскольку нагрузка на акумулятор возрастает.
- Можно ли этим заняться самостоятельно, или лучше обратиться к специалистам?
- Можете самостоятельно. Необходим прибор – ареометр. Нормальной считается плотность 1,27-1,28 г/см³ (при +25ºС). Понижение плотности на 0,01 г/см³ - это разряд батареи на 6%. И вообще, если она часто разряжается или ваше авто с трудом заводится даже в прохладную погоду (от+5 до -5С), то, видимо, придётся скоро поменять аккумулятор.
- Очень часто причиной выхода аккумулятора из строя является сульфатация пластин – прежде всего из-за долгой разрядки или недозарядки, либо низкого уровня электролита. Устранить сульфатацию можно попробовать самостоятельно с помощью зарядного устройства чередуя подзарядку малыми токами и разрядку, но лучше это доверить специалистам; впрочем, иногда восстановить АКБ уже невозможно.
Стоит сказать, что важным показателем состояния аккумулятора является напряжение на клеммах, которое можно снять при помощи вольтметра или мультиметра, который покажет значение напряжения без нагрузки. Нормой считается напряжение не меньше 12,5 В, все что меньше этого значения требует тех или иных мероприятий.
Необходимо помнить о недопустимости сильного или частичного разряда аккумулятора, т.к. это ведет попросту к деградации характеристик АКБ и сокращению срока его эксплуатации.
К слову, существует методика определения заряженности аккумулятора, которая отражает состояние батареи по физически снятым показателям. Например, при показателе плотности электролита 1,24 г/см3 АКБ заряжена на 75%, а при плотности электролита 1,20 г/см3 при температуре 25С свидетельствует о заряженности батареи на 50% и т.д. Точно так, как и показания напряжения батареи без нагрузки, которые определяют степень разряженности аккумулятора, в той или иной степени, где показатель напряжения 12,6В – это 100% заряженность батареи, и, следовательно, напряжение 11,7В – нулевая заряженность батареи. Фактически все что ниже значения 11,7 В считается глубоким разрядом, после чего аккумулятор теряет часть своих свойств и электротехнических характеристик.
Естественно, у любого автолюбителя возникает вопрос, а как правильно подзаряжать свой аккумулятор?
При отсутствии руководства по эксплуатации, аккумуляторные батареи (WET) рекомендуется заряжать зарядным током величиной 10% от номинальной емкости батареи до напряжения 14,4 В, а затем - еще 5 часов. Другими словами, если у вас аккумулятор 60 Ач, то заряжать его нужно силой тока в 6А с регулируемым или автоматически настраиваемым зарядным напряжением.
Согласно регламентам, температура электролита при зарядке не должна превышать 45С. Полностью заряженным считается аккумулятор, при неизменяемых показателях напряжения и тока зарядки на протяжении 1-2 ч.
Мой аккумулятор – необслуживаемый, поэтому качество электролита определить не удалось. Замерили напряжение. Оно оказалось в норме. Дальше Анастасия предложила на ночь оставить прибор в магазине на зарядке, проверить его, а на следующий день решить: покупать новый или пока пользоваться старым. При этом взамен нам было предложено взять «подменку», чтобы ездить спокойно. Собственно, мы так и сделали.
Кстати, чтобы снять/поставить аккумулятор, в магазине имеется набор инструмента. Так что если вы приехали без ключей, волноваться об этом не стоит. А когда в магазине на смене еще и Федор (тоже продавец-консультант и тоже все знает об аккумуляторах), он вам поможет снять/поставить прибор.
А перед входом в магазин имеется специальное парковочное место для клиентов, чтобы не тягать аккумуляторы на большие расстояния.
На следующий день мы вернулись, и оказалось, что аккумулятор еще живой, замены в ближайшее время не требуется. Причиной его резкой такой разрядки стало, скорее всего, утечка тока. И тут я выслушала лекцию о том, что ничего нельзя оставлять включенным, когда глушишь двигатель. У меня и не было ничего, все автоматически выключается, кроме провода от зарядки телефона, который все время торчит (уже не торчит) в USB разъеме.
И все же скоро холода, поэтому на ассортимент и цены мы все же взглянули. А выбор огромный.
И опять обращаемся за советом к представителю Торговой сети Первая аккумуляторная компания
На что следует обращать особое внимание при покупке?
- На множество различных факторов. Это и габариты, и ёмкость АКБ, стартовый ток, технология производства, расположение и форма полюсных клемм, и т.д. Кстати, для удобства клиентов на сайте компании 1ak.by установлены очень удобные фильтры, которые помогут с выбором. Введите марку, модель и модификацию автомобиля. Увидите ряд подходящих вам аккумуляторов различных производителей. Либо можно сразу обратиться к продавцу в магазине и он подробно расскажет, какая батарея оптимально подойдет вам на транспортное средство.
Но, стоит помнить, как правило, недорогие бюджетные варианты рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Чтобы ваш аккумулятор “прожил” достаточный период времени, нужна батарея проверенного производителя с лучшими технологиями, а это как минимум средний ценовой сегмент. Например, вполне неплохая альтернатива аккумулятору “Варта”, батарея ZUBR PREMIUM по технологии Punch, другими словами, батарея изготовленная с использованием технологии штамповки электродов, которая позволяет сохранить нити решетки заданной толщины с усиленной прочностью, что гарантирует более длительный срок эксплуатации батареи в совопставлении с другими АКБ. Если готовы платить за долговременность и безотказность в работе, выбирайте известные компании.
Разумеется, в ассортименте компании вы можете также найти аккумуляторы и по технологии AGM, GEL, EFB, или обычные АКБ с жидким электролитом для различного транспорта, как грузового, легкового, так и мототранспорта. В том числе, мы предлагаем li-ion аккумуляторы и сборки для электротранспорта и электроинструмента.
Вспоминаем слова таксиста: дороже 200 рублей не покупай.
В конечном итоге, мы купили дороже 300 рублей, но аккумулятор с улучшенной технологией. При этом в магазине имеется рассрочка банка на 4 месяца.
-Что делать со старой аккумуляторной батареей? На свалку не выбросишь – очень вредно для природы. Куда сдать?
-Да, в её состав входят крайне вредные свинец и электролит. Первая аккумуляторная компания является одной из первых компаний в Беларуси, которая официально получило право и соответствующие лицензии для приёмки батарей на переработку. Вы всегда можете сдать её в зачёт новой, что приятно удешевит покупку, либо просто получить хорошие деньги за “отжившую” свое батарею.
Стоимость приёма можно уточнить на сайте или по телефону. При сдаче вам гарантирована выплата.
-По какому же адресу можно приобрести новый аккумулятор или сдать старый в Витебске?
В Витебске магазины компании работают на, П.Бровки,6, на Московском, 53 и на Димитрова, 27…
На сайте 1ak.by вы можете подробно ознакомиться с адресами магазинов торговой сети, прочитать полезные статьи и задать интересующие вопросы. И приобрести не только аккумуляторные батареи, но и автомобильные масла, автозапчасти и много других товаров для вашего автомобиля.
Пусть ваш аккумулятор прослужит долго, а вы избежите неприятных ситуаций, связанных с внезапной разрядкой!
Ольга Мельникова