«Иди и смотри». Успей увидеть настоящее современное искусство в этот week-end
Не упусти шанс увидеть на самом деле хорошие фотографии. «Теория истории» ждет тебя в Витебском центре современного искусства. Мы поговорили с автором выставки Александром Веледимовичем, чтобы окончательно определить твои планы на грядущие выходные.
“Теория истории” - выставка фотографий, в которой впервые представлены 4 проекта вместе: "Фотокарточка на память", "Мир Кати", "Кунсткамера" и фрагменты серии фотографий "I wannabe a contemporaryarttist/actor".
“Замкнутость и самодостаточность портретов в серии “Фотокарточка на память” превращается в медитативное перетекание цвета из одного пространства в другое, в проекте “Мир Кати”, маленький мир растет, и “формально-радужная связь” между фотографиями меняется на смысловые трансформации образов в “Кунсткамере”. Мозаика фотографий из "I wannabe a contemporaryarttist/actor" бесстыдно внедряет текст афиши в пространство фотографии, иронизирует о современном искусстве и обесценивает отдельные изображения” - из аннотации к выставке.
Часть первая (о выставке)
- Что новое ты хотел сказать своей выставкой?
В таком виде, в каком “Теория истории” переставлена сейчас в Витебске, она еще нигде не была. В разных городах демонстрировались только части этой экспозиции. К примеру, “Портреты” побывали на двух выставках в Берлине. “Кунсткамера” и "I wannabe a contemporaryarttist/actor" выставлялись в Минске в прошлом году.
Целиком же сборная экспозиция представлена только здесь. И только теперь очевидно, как влияют друг на друга, отдельные части моей работы, объединенные в одно целое. Видно, какие новые связи показались между ними. Я не думал про это когда выстраивал саму идею, от этого итог мне показался еще более интересным.
Карточки, представленныена выставке были созданы мной в период с 2010 по 2014 год.
- Что ты можешь сказать о выставочном зале ВЦСИ?
Я отмечу, что это пространство новое для меня. Может быть, его и можно было освоить как-то лучше, по-другому, но, видимо, у меня все еще не хватает опыта для этого. Если уточнить, то, наверное, реальным было бы сделать другой путь движения зрителя по экспозиции, нежели каким он существует сейчас - “по часовой стрелке”: когда ты ходишь по залу, и один проект перетекает в другой.
- Сможет ли зритель что-либо понять в замысле твоей выставки, если убрать текст-комментарий, прикрепленный к каждой части твоей экспозиции?
С первыми тремя частями это возможно сделать. Думаю, что “Фотокарточка на память” прочитается без проблем - одинокие изображения с портретами людей - это привычная история. Тут, как в живописи: одна картина, один образ. Вторая часть “Мир Кати”, возможно, будет сложнее для восприятия: без определенного комментария там можно все не до конца понять. Что “Кунсткамеры”, то ее прочитать можно. Вот о четвертой части я больше всего беспокоюсь, так как она самая зашифрованная и самая странная, на ней сложно сосредоточить свое внимание. Это - Часть дневник, который и закончился тем, что представлено перед публикой. Но все же, мне хочется верить в зрителя и его способность понять.
- Каким, одним словом, ты бы мог охарактеризовать свои работы?
Мне очень сложно ответить на этот вопрос. В голове крутиться одно слово - “Диалог”, но это диалог не со зрителем. Это диалог с той постоянно меняющийся сущностью, которой и является искусство. Это целая система, объединяющая под собой текст, музыку, устойчивые смысловые конструкции массовой культуры и то, как ты пытаешься взаимодействовать с ней постоянно.
- Кто герои твоих снимков?
Для этого вопроса у меня уже есть конкретный ответ. Это те люди, с которыми я хотел бы жить рядом. Образ людей, которых я хотел бы видеть вокруг себя. У меня нет мечты снять какого-то конкретного человека, в каком-то конкретном месте. Нет. Мне важен сам факт того, что вдруг появляется человек с определенной историей. И очень интересно объединить свои историю с историей этого человека в фотографии. Тут важен сам процесс взаимодействия, а не конкретная персона.
- Устаешь ли ты от “фотографирования”?
Конечно. Постоянно. Вот, весь 2014 год, можно сказать, был годом “усталости от фотографии”. За это время прошло очень много выставок. Усталость вылилась в то, что мне захотелось заканчивать какие-либо проекты, показывать их зрителю. На данный момент, мне надоело уже демонстрировать, и я хочу возвращаться к фотографии снова.
Пора стирать пыль с фотоаппарата и вновь становиться больше фотографом, нежели публичной персоной.
- Если представить кино, как череду фотоснимков. О чем бы ты снял свой фильм?
О прошлом. Я не считаю, что сейчас я способен на то, чтобы снять какую-нибудь картину. Но, мне приходит довольно забавная мыль в голову, что он был бы о детстве. Наверное, это та тема, которая для меня еще не решена. И это был бы фильм не о каких-то социальных вещах. Скорее, там бы раскрывалась проблема того периода времени, который человек теряет, а потом всю жизнь думает и ищет. Метафора старого человека, который смотрит на себя в зеркало и не понимает, куда делся тот “пионер”, который здесь был раньше, и что на его месте делает это большое и не понятное существо. А пионер заперт в его теле, как в клетке, и не может оттуда выбраться.
- Если бы ты не смог заниматься фотографией, чтобы ты делал?
Писал бы текст. Сейчас я мало пишу, в основном - это дневниковые записи. Но, если бы случилось так, что я не смог бы более делать фотографии, то я бы начал много читать, а потом бы уже попробовал записывать собственные мыли.
(Фотовыставку “Теория искусства” можно увидеть до 2 февраля в ВЦСИ по адресу Белобородова, 5)
Сергей Шаматульский