Что и почем продают
Основную массу предложений, интересных для покупки в Грузии, составляют восстановленные местными умельцами автомобили, привезенные из США. Таможенное законодательство никто не отменял, поэтому, как и при покупке машины в Европе или Штатах, имеет смысл рассматривать только машины в возрасте от трех до пяти лет.
На странице в Instagram одной из компаний, занимающихся поиском и доставкой авто из Грузии, можно найти множество вариантов. Посмотрим, что и почем там предлагают, сколько стоят аналогичные автомобили в Беларуси, и попробуем найти объявления о их продаже в Грузии. Сразу стоит отметить, что в грузинских объявлениях находятся не все предложения.
Первый попавшейся на глаза вариант – полуторалитровый GMC Terrain 2017 года с пробегом 37.000 миль (60 тыс. км) за 19.500$ под ключ. Непонятно, в чем выгода, ведь Terrain за похожую сумму можно купить и у нас.
На крупнейшей грузинской площадке по продаже автомобилей autopapa.ge та же самая машина продавалась за 16.000$. Увы, в объявлении отсутствует VIN, поэтому понять, в каком виде приехала эта машина из США, невозможно.
Volkswagen Tiguan 2018 г.в. с двухлитровым бензиновым двигателем и пробегом 47 тысяч миль (75 тыс. км) предлагается белорусскому покупателю за 16.000$. На нашем рынке таких предложений просто нет и не может быть, так как в Европе в 2018 году уже продавалось второе поколение Tiguan.
В Грузии же эта машина выставлена за 11.000$! В объявлении присутствует VIN, и нужно отдать должное грузинским продавцам: рядом с VIN есть кнопка поиска в Google. Жмем и видим, что в США у автомобиля пострадала передняя часть и слегка задняя. Удар фатальным не назовешь, но фронтальные подушки безопасности сработали.
Hyundai Tucson 2017 года с двухлитровым мотором и АКПП обойдется в Беларуси в 18.700$. Пробег 36 тыс. миль, или 58 тыс. км. Итоговая цена ниже, чем у самых дешевых вариантов, продаваемых на нашем рынке.
Стоимость этого же автомобиля на autopapa.ge – 13.500$. В Штатах машина получила серьезный удар в переднюю часть, скорее всего, после такого удара была нарушена геометрия силовых элементов кузова. Даже среди самых дешевых Tucson из США, которые продаются в РБ, можно найти автомобиль после куда менее серьезных ДТП.
За 17.000$ предлагается Subaru Outback 2017 г.в. с 2,5-литровым мотором, "автоматом" и пробегом 100 тыс. миль (160 тыс. км). По меркам белорусского рынка очень "вкусное" предложение, если не знать, что в Грузии эту машину продают ровно за 10.000$. И она тоже после серьезного удара в "морду".
12.300$ – цена Chevrolet Malibu под ключ. Полтора литра, автоматическая КПП, пробег 71.000 миль, или 113 тыс. км. На грузинском рынке этот автомобиль продается за 8300$. В отличие от многих предыдущих авто Malibu побывал в ДТП другого плана – он получил боковой удар в заднюю левую часть. Подушки безопасности не срабатывали, но масштаб повреждений таков, что явно потребовалась замена заднего левого крыла и двух дверей. Парой килограммов шпатлевки там вряд ли справишься.
Составляющие финальной цены
Глядя на то, по какой цене продаются автомобили в Грузии и за сколько их предлагают белорусские посредники, легко посчитать размер заработка последних с каждой машины. В некоторых случаях он стремится к тысяче долларов. Давайте посмотрим на примере Malibu с полуторалитровым двигателем, который в Беларуси дорожает на 4000$ относительно его цены в пригороде Тбилиси. Льготная растаможка – 1390$, примерно 320 – утилизационный сбор, чуть менее 50 – таможенный сбор, еще в среднем 400$ придется заплатить "вешалке". Уже 2160$. Неизвестной величиной остается лишь цена доставки. В нескольких компаниях, эксплуатирующих автовозы и занимающихся доставкой авто из Европы, сказали, что из Грузии машины не возят, цену назвать не могут. Но с учетом того, что расстояние от Минска до Рустави, где находится рынок Autopapa, примерно как до Марселя, а стоимость топлива в России заметно ниже, чем в Европе, цена доставки одного автомобиля должна быть около 800-900$, хотя на этом этапе расходы могут превысить и 1000$ на один автомобиль.
Конечно, можно попробовать сэкономить и отправиться в Грузию самостоятельно. Билет на самолет до Тбилиси – 300-400$, виза не нужна. Добраться до Рустави обойдется недорого – расстояние от столицы Грузии менее 20 км. На территории авторынка работает отель, номер в котором стоит 30-40$ за сутки. При покупке хорошей машины в принципе на ней можно приехать своим ходом – плюс 150-200$ на топливо. Но 2600 км вы вряд ли осилите в один заход, поэтому можно смело приплюсовывать расходы на ночевку. Таким образом, на все про все реально уложиться в 1000$ и даже меньше, но мало кто решится на такую поездку в одиночку, а если ехать вдвоем – траты заметно возрастают. Ну и не забываем про потраченное время, нервы и самостоятельный поиск льготника. Но если такой среди ваших знакомых есть, то и на этом этапе может получиться небольшая экономия.
Хорошие машины в Грузии есть?
За счет чего в Грузии такие низкие цены на машины и реально ли найти там хороший автомобиль? Во-первых, стоимость доставки морем автомобиля из США в Грузию ниже, чем, например, в Клайпеду. Во-вторых, как нам рассказали люди, знакомые с нюансами местного авторынка, кузовные работы там обходятся значительно дешевле, чем в Беларуси. Но об их качестве по фотографиям на сайте, увы, ничего сказать нельзя.
Как мы уже показали, многие машины, продаваемые на рынке в Рустави, покупались в Штатах с серьезными повреждениями. Но если просмотреть куда большее количество объявлений, что вы легко можете проделать и сами с теми марками и моделями, которые вас интересуют, то можно найти и весьма интересные предложения. Встречаются автомобили, которые продавались на аукционе с последствиями легких ударов, в результате чего даже подушки безопасности не сработали. При этом в плане цен нет никакой корреляции между повреждениями "исходника" и стоимостью восстановленной машины. Как среди дешевых авто есть изначально достойные варианты, так и среди куда более дорогих предложений хватает того, что после ДТП в США было откровенным автохламом.
Наш вердикт
В теории покупка автомобиля в Грузии действительно сулит хорошую экономию для тех, кого изначально интересуют автомобили из США. Даже с учетом оплаты услуг посредников. Но явно не стоит бросаться на первое же попавшееся "вкусное" предложение на их страницах в соцсетях. Найти на грузинском ресурсе ту же самую машину и посмотреть, с какими повреждениями она покупалась на аукционе, если в объявлении указан VIN, нетрудно.
Более того, никто не запрещает найти самостоятельно интересующий вариант и договориться о его покупке и доставке. Увы, удаленно оценить качество ремонта вряд ли получится – придется полагаться только на мнение человека по ту сторону Черного моря. Или отправиться в Рустави самостоятельно и увеличить шанс выигрыша в эту лотерею.