Изменения в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза
Изменения в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) коснулись в числе прочего порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки (ТСМП) через таможенную границу ЕАЭС. Среди самых ожидаемых перевозчиками изменений – положения, регулирующие внутренние перевозки по таможенной территории ЕАЭС.
С 1 января 2018 г. перевозчики могут использовать ТСМП (в том числе прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры) для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого государства-члена, когда:
1) международный договор государства-члена ЕАЭС с третьей стороной в области автотранспорта допускает возможность такой перевозки;
2) перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта. При этом государства-члены ЕАЭС, на территориях которых начинается и заканчивается перевозка, должны быть участниками этой конференции.
Можно сказать, что ТК ЕАЭС устранил противоречие между нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и двусторонних международных соглашений. Таможенный кодекс ЕАЭС фактически разрешил иностранным международным автомобильным перевозчикам совершать внутренние перевозки по территории ЕАЭС. Но поставил условие – иметь разрешение, выданное уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС в рамках двустороннего соглашения.
Таким образом, существует 4 варианта определения возможности использования иностранного транспортного средства международной перевозки во внутренней перевозке в соответствии с п. 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС:
1. Перевозчиком является иностранное лицо государства, с которым Республикой Беларусь заключено Соглашение, предусматривающее обмен разрешениями на осуществление перевозки в/из третьих стран (43 страны: Австрия, Азербайджан, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Иордания, Иран, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония), а также государств, с которыми производится обмен квотами разрешений в/из третьих стран (Великобритания, Ирландия, Испания, Португалия, Франция и Черногория), подтверждающий документ – разрешение на осуществление перевозки в/из третьих стран.
2. Перевозчиком является иностранное лицо, въезжающее на территорию Союза на транспортном средстве, зарегистрированном в Швейцарии (Соглашение о международном автомобильном сообщении Республики Беларусь со Швейцарией, предусматривающей выполнение всех видов перевозок на безразрешительной основе), подтверждающий документ – свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль), выданное Швейцарской Конфедерацией.
3. Перевозчиком является иностранное лицо, осуществляющее внутреннюю перевозку на основании разрешения Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), подтверждающий документ – разрешение ЕКМТ.
При этом информируем, что Киргизия и Казахстан не принимают участия в системе квоты ЕКМТ. В связи с этим, выполнение перевозок грузов в/из Киргизию и Казахстан в/из государств-членов ЕАЭС иностранными перевозчиками (государств, не входящих в ЕАЭС) по разрешениям многосторонней квоты ЕКМТ не допускается;
4. Перевозчиком является резидент государства-члена ЕАЭС, выполняющий внутреннюю перевозку с использованием прицепа, полуприцепа и (или) перевозимого на них контейнера, зарегистрированного на территории иностранного государства, подтверждающий документ – свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль), выданное государством-членом ЕАЭС.
По материалам Витебской таможни