А вот и доказательства. В минском общественном объединении «Онлайн защита потребителя» привели случай, когда граждане дважды привлекали к суду одного и того же ипэшника. Он подвизался на ниве ремонта холодильников и морозильных установок, давал соответствующую рекламу, брал за услуги неплохие деньги… В результате холодело внутри уже у граждан.
— Летом 2020 года жительница Молодечно вызвала столичного профессионала для ремонта морозильной камеры, — рассказывает председатель объединения юрист Анна Шилько. — Предприниматель приехал, от души поковырялся в агрегате, после чего взял у клиента 130 рублей за работу и раскланялся. Хозяйка включила отремонтированный морозильник в сеть. Агрегат привычно загудел, а наутро потек. Через три дня мастер повторно позвонил в дверь, снова погремел отвертками и гаечными ключами, отчитался о проделанном ремонте и убыл восвояси уже без теплых слов.
Через неделю продукты в агрегате вновь самостоятельно разморозились. Произнеся ту же фразу, что и читатель, хозяйка потянулась к телефону. На этот раз бесплатно посещать Молодечно специалист отказался. Разговор получился бурным. Мастер требовал еще 100 рублей за замену испарителя, а хозяйка, наоборот, хотела вернуть свои 130 рублей. «А проезд кто компенсирует? — возмущался предприниматель. — Я побывал в вашем городе уже дважды».
— И где-то он прав, ведь рублей на десять электричкой наездил.
— Как бы не так. Стоимость выезда на дом к заказчику специалист оценил в 45 рублей. Еще 10 рублей, по его словам, стоила замененная в пылу ремонта какая-то трубка. Невозвратные потери оценивались в 55 рублей. Поскольку к консенсусу стороны не пришли, хозяйка по нашей рекомендации составила письменную претензию на имя предпринимателя.
— Стесняюсь спросить, а морозильник-то ей починили? Продукты же портятся, лето на дворе.
— Да, она обратилась к другому мастеру. Хотя все замороженные на зиму ягоды и прочие дары сада безнадежно пропали. Для пожилой женщины это было болезненно… Так вот, сумма заявленных в претензии требований составила около 500 рублей. Сюда вошли и те 130 рублей, что отданы за неудачный ремонт, и стоимость услуг нормального специалиста, и неустойка, и юридическая помощь, и компенсация морального вреда. Отвечать на брошенный ему вызов предприниматель не стал, и мы подали исковое заявление в суд. Любопытно, что ипэшник не явился и туда. Чтобы взыскать с него деньги, пришлось привлекать судебных исполнителей. Для нашей подзащитной все закончилось хорошо, пусть и с нервотрепкой.
История вторая
— А другой случай? Ведь предприниматель на путь исправления не встал.
— Зато обзавелся помощником. В январе нынешнего года на дачу к минчанке они прибыли уже вдвоем. Причина вызова стандартная: сломался холодильник. Мастера вскрыли агрегат, определили, что полетел компрессор, а его замена будет стоить 270 рублей. Хозяйка деньги отдала. Новый компрессор проработал всего день. Ожидать повторного визита горе-специалистов пришлось две недели.
— Ничего страшного, на улице зима. Продукты две недели могут и за окном в пакете повисеть.
— Все это было бы смешно… Однако после повторного визита агрегат вышел из строя на следующий день. Все повторилось, как в случае с Молодечно. Предприниматель был готов вернуть немного денег, но уверял, что лучше бы, наоборот, дать ему еще. И тогда холодильник уж точно станет работать как часы.
— Предположу дальнейшее. Хозяйка не согласна, пишет претензию, мастер на нее не отвечает?
— Все верно. Почтовое отправление вернулось с отметкой «за невостребованием». Причем ожидать развязки этой истории нашей героине пришлось больше года. Судебное разбирательство по иску потерпевшей состоялось недавно.
— А предприниматель на него хоть пришел?
— На этот раз соизволил. Причем во время слушаний не без гордости заявлял, что он, мол, очень востребованный специалист и только накануне обслужил семерых клиентов.
— Что по делу?
— Общая цифра исковых требований составила около 1 400 рублей. На такую же сумму мы просили наказать ответчика штрафом в доход бюджета. Видимо, делиться с государством в планы ипэшника не входило. Он предпочел пойти на мировую, дабы обойтись без вынужденных отчислений в казну. Основную часть требований ответчик погасил добровольно, истца это полностью удовлетворило.
Важная деталь
— Анна Борисовна, в качестве эпилога дайте совет потенциальным клиентам, как не попасть в такие истории.
— Обращайтесь за ремонтом только в мастерские, имеющие деловую репутацию и положительные отзывы клиентов. Это гарантия того, что к вам приедет аттестованный специалист.
Есть еще один момент, о котором мастера обычно умалчивают. Замененные за плату узлы и детали должны быть под роспись возвращены хозяину вещи. Понятно, что все эти проводки и микросхемы вам не нужны. Однако их возврат говорит о том, что вещь действительно ремонтировалась так, как это указано в акте выполненных работ.