Секреты маркировки, или Как будут работать индивидуальные предприниматели Витебщины по техрегламентам Таможенного союза?

Кто, когда и почему должен маркировать товар, что будет с предпринимателями, которые ввозят из-за границы импортные изделия с целью их реализации на белорусских рынках, и где взять необходимую информацию о правилах маркировки – эти вопросы уже несколько месяцев будоражат частный сектор экономики.
Если сказать проще, то на государственном уровне планировалось, что индивидуальные предприниматели, плательщики единого налога, с 1 января 2013 года будут маркировать свои товары единым знаком обращения продукции на рынке государств Таможенного союза (ТС). Это касается изделий, на которые с 1 июля 2012-го введены технические регламенты ТС.
Нововведение грозило закрытием около 700 рынков и торговых центров республики, а также прекращением деятельности 112 000 ИП, которые не были готовы к такому повороту событий. В декабре минувшего года Госстандарт опубликовал письмо, в котором сообщалось, что для введения техрегламента предусмотрен переходный период. В связи с этим принято решение, что ИП – плательщики единого налога, осуществляющие розничную продажу в Беларуси выпущенной на территории ТС продукции легкой промышленности, на которую распространяются требования ТР ТС 017\2011 и ТР ТС 007\2011, вправе до 1 июля осуществлять оценку (подтверждение) соответствия продукции указанным требованиям на добровольной основе. «При этом в качестве доказательной базы соответствия продукции ТР ТС индивидуальные предприниматели могут применять протоколы испытаний соответствующего изготовителя, проведенных ранее иными продавцами (поставщиками) по согласованию с ними либо изготовителями продукции. Протоколы могут применяться в течение трех лет», — говорится в письме. В то же время механизм маркировки имеет неясные очертания, возникает много вопросов и требуется тщательная проработка пошаговых действий.
Точку зрения бизнес-сообщества на данную ситуацию высказал директор аналитического центра СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Анатолий Змитрович. В частности, он отметил, что в настоящее время на территории трех стран – Беларуси, Казахстана и России – для всех производителей и поставщиков введено в действие семь технических регламентов: о безопасности пиротехнических средств, средств индивидуальной защиты, упаковки, парфюмерно- косметических изделий, игрушек, продукции легкой промышленности, продукции для детей и подростков.
Техрегламенты уже вступили в действие. Однако, как работать в адаптационный период, в МНС и других госорганах пока документальных разъяснений нет. До этого использовались ранее выданные белорусские сертификаты соответствия, декларации о соответствии по единой форме ТС, либо свидетельства о государственной регистрации, полученные в любой из стран Таможенного союза. На эти документы регистрационный орган может поставить штамп с записью о продлении разрешения на определенный срок. А вот подавать новые документы на сертификацию и гигиеническую регистрацию товара уже нельзя.
Есть еще одно «но». В разъяснениях Государственного комитета по стандартизации РБ сказано, что «соблюдение регламентов обязательно для всех производителей и поставщиков трех стран». Но ИП не являются ни теми, ни другими. Товарный знак должны иметь в первую очередь производители и крупные оптовики. Тогда и у ИП проблем не будет.
По этому поводу недавно в Витебске состоялся «круглый стол», или скорее селекторное совещание для бизнес-сообщества и заинтересованных структур республики. Целью его проведения стала необходимость выработки конструктивных мер по внедрению маркировки. Ведь 1 июля не за горами и никаких переносов больше не планируется. Руководство ЕврАзЭС берет данные отношения под контроль на уровне государств и вправе отслеживать законность движения и реализации товара. При нарушении норм и требований он подлежит конфискации. Вопросов в данном направлении пока множество. Вплоть до того, по каким параметрам проверять продукцию: нужно ли учитывать, к примеру, токсичность третьего слоя одежды?
Конечно, самый простой путь для ИП на ближайшее время – приобретать продукцию, уже промаркированную единым знаком. А значит, соответствующую всем нормам безопасности. Однако не все так просто. Если в Беларуси половина предприятий легкой промышленности уже перешла на маркировку, то в России дело с мертвой точки пока не сдвинулось. И это уже не говоря о товаре, ввозимом из других стран, в частности, из Турции, Китая, Польши и прочих.
Выступающие предлагали предпринимателям кооперироваться по группам товаров, чтоб не проводить испытания типовыхобразцов в отношении мелких партий. А далее организация или ИП (крупный оптовик) смогут использовать результат исследований в течение нескольких лет с правом предоставления копий за своей подписью, разрешающих дальнейшее движение товара. Однако, чтобы оформить необходимые бумаги, юридическому или физическому лицу потребуется немало времени. Возможно, придется ехать в другой конец республики. Предлагалось также заменить декларирование для изготовителей в сфере легкой промышленности сертификацией. Но здесь опять же возникают вопросы, требующие тщательной проработки. В частности, по какому принципу отбирать типовой образец, который будет направлен на испытания? Не хватает понимания алгоритма действий. Не все знают, что в регламенте по легкой промышленности сертификации подлежит небольшая группа товаров. В первую очередь это непосредственно соприкасающиеся с телом постельное и нижнее белье, корсетные изделия, майки. Одежда второго слоя – костюмы, брюки и так далее – декларируется. Импортер, впрочем, как и реализатор, имеет право оформить документ самостоятельно и предоставить его на регистрацию в соответствующие органы. Таким образом, возникает абсурдная ситуация: если производитель реализовывает левую продукцию, Госстандарт поручается за определенную плату легализовать товар.
Есть и другие моменты, влияющие на грамотный подход к рыночным отношениям. Так, существующая пошаговая инструкция для реализации изделий содержит 30 страниц и весьма затруднительна для восприятия. У белорусских и российских предпринимателей неравные условия работы. Имеют место различия в законодательстве…
Исполнительный директор ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» Витебской области Нина Лукьянова конкретизировала создавшееся положение:
— Есть три основных вопроса, без ответов на которые проблема не решится. Во-первых, необходимо документально регламентировать отношения с крупными российскими поставщиками, ведь основная масса товара идет оттуда. Во-вторых, для импортеров, закупающих продукцию за пределами ТС, тоже должны действовать определенные инструкции. Объединяться и каким-то образом платить за сертификацию для них слишком сложно. Нужно разрабатывать механизм, позволяющий с минимальными затратами преодолеть этот этап и двигаться дальше в рамках законодательства и здравого смысла. И в-третьих, требует совершенствования действующая пошаговая инструкция.
К слову, все центры стандартизации сегодня готовы помочь, сюда можно обратиться за советом и разъяснениями. В республике аккредитовано 27 испытательных лабораторий. Одна из лучших действует в Витебском государственном технологическом университете. К услугам организаций и предпринимателей – центры гигиены и эпидемиологии, стандартизации. Могут сориентировать по данной проблеме и директора рынков, представители бизнес-ассоциаций. Но пока активности в этом плане не наблюдается. Предприниматели замерли в ожидании и надеются, что кто-то возьмет все в свои руки и централизованно организует процесс.




















