Супрематический вечер в день рождения Казимира Малевича впервые прошёл в Витебске
Около 2,5 лет основатель супрематизма прожил в нашем городе. В 1920 – 1922 гг. 23 февраля находился в Витебске. Что примечательного могло быть 100 лет назад в его последний день рождения, каким запомнился этот период, стало темой супрематического вечера проекта «Метаморфозы Витебска» Марины Жук.
Выставка работ студентов кафедры дизайна и моды УО «ВГТУ» (из фондов кафедры), руководитель и куратор Наталья Тарабука, и визуализация использования идей супрематизма в ХХI веке создали необходимую атмосферу вечера в арт-центре VZAP.
Представленная Мариной Жук хронология событий (на основе исследований доктора искусствоведения Т.В. Котович) позволила понять, почему Витебск – особенный город в биографии Казимира Севериновича:
- уже в 1919 г. – не только публичные лекции, но и издание работы «О новых системах в искусстве», а в декабре – впервые в мире - супрематические росписи (совместно с Э. Лисицким) фасадов здания Комитета по борьбе с безработицей;
- счастливый 1920 г. – перфоманс в Латышском клубе (футуристическая опера «Победа над Солнцем» + супрематический балет); создание и развитие УНОВИС; рождение дочери; фантастическое оформление Витебска («площади – наши палитры», «супрематическое конфетти» и супрематический трамвай); поездка в июне на художественную конференцию с учениками в Москву, первый номер альманаха УНОВИС, издание работы «Супрематизм. 34 рисунка» - основы педагогического метода Малевича) «За эти полгода в Витебске мы продвинулись на века…» - Эль Лисицкий, 4 апреля 1920 г.;
- 1921 г. – завершение книги «Супрематизм как беспредметность, или Живописная сущность»;
- 1922 г. - 11 февраля (23 февраля по новому стилю) – завершение философской работы «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой»; издание брошюры «Бог не скинут». В июне - знаменитый выпуск Витебского художественно-практического института.
Витебские мифы Малевича, связь датировки его работ витебского периода с философскими идеями художника, их значимость для мирового искусства раскрыла в своём выступлении на супрематическом вечере сотрудник музея М. Шагала Елена Ге.
О том, что с начала 1919 г. Витебск будто готовился к приезду Казимира Малевича, свидетельствуют архивные данные - зимой и весной диспуты о новом искусстве можно было слышать на улице, в клубах, трамваях… Казалось, в них участвует весь город, радушно принявший художника. Уезжал он из Витебска совсем в другом настроении («Терпим ужасный голод. Я на волоске» - 04.07.1922 г. в письме Э. Лисицкому)…
Какой была музыкальная культура Витебска того времени, мог ли Казимир Северинович повторить в свой день рождения любимые мелодии на фортепиано или аккордеоне (по свидетельству Ивонны Малевич, он прекрасно играл на этих инструментах), рассказала ведущий специалист Госархива Витебской области Светлана Мясоедова. На супрематическом вечере прозвучали исполнявшиеся 100 лет назад в нашем городе вальсы Э. Грига и П. Чайковского, марши Дж. Мейербера и Р. Шумана.
Особенным моментом стало совместное чтение участниками вечера стихов Малевича, при музыкальном сопровождении от питерского ди-джея Андрея Валлиулина. Не обошлось без черного квадрата - им стал уникальный пирог (90 х 90 см) от «Закольцово-люкс».
Гордимся историей Витебска - именно в нашем городе 100 лет назад благодаря Казимиру Малевичу изменилось представление о том, что может и должно делать искусство в современном мире.
Марина Жук
Фото Инги Богинской