Комната пятая — закрытая

3
Сегодня завершаем цикл публикаций, объединенных общим названием Арт-проект «Пять комнат». Напомним, что это пять интервью из пяти вопросов, охватывающих пять составляющих художественного процесса и функционирования арт-рынка: художник, художественный метод, критик, галерист, зритель. Целью проекта было услышать мнение различных персонажей, играющих свои роли в пространстве арт-рынка Витебска.

 

Главный творец — это художник


Художник остается главным действующим лицом в структуре арт-рынка Витебска, но ему нужна помощь, так как соединять в себе талант творца и менеджера невозможно. Главная проблема витебского коммерческого пространства — работы витебских художников недостаточно представлены за пределами локального рынка. Все респонденты проекта сходятся во мнении, что городу не хватает единого сайта-галереи, например того, который планируется создать для ремесленников региона в 2014 году. Напомним, что проект будет осуществляться фондом «Верус» в Латгалии, а в Витебской области — общественным объединением «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» при поддержке государственного учреждения «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо Витебска «Двина».

 

За Шагалом не видно других художников


Витебскую художественную школу определяют выпускники художественно-графического факультета университета им. П.М. Машерова. Однако здесь  готовят носителя академических знаний, и когда выпускник худграфа выходит на творческую стезю, ему нужно время, чтобы найти свой индивидуальный путь в искусстве, необходим обмен опытом, насыщение новыми образами. Например, поездка в Италию после окончания Петербуржской академии художеств в дореволюционной России давала возможность погрузиться в мир другой культуры, а художники советского периода вспоминают, как устраивались пленэры в Витебске или выезжали в другие страны. Состояние закрытости, зацентрованности на «островную» культуру города способствовало развитию внутренних традиций и тенденций. Витебские художники продолжают традиции беспредметного искусства, связанные в первую очередь с творчеством Казимира Малевича и объединения УНОВИС.


Художественный потенциал Витебска во много раз превосходит, например, Могилев, где организован замечательный пленэр, посвященный 100-летию со дня рождения Павла Масленникова. Ну а витебские художники ждут возрождения пленэра имени Ивана Хруцкого, Шагаловского пленэра.


С вопросом, какие региональные пленэры планируется провести в этом году, я обратилась к председателю Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлане Барановской: «Кто тоскует по пленэрам, тот ездит в Европу или Россию. Кто хочет работать, тот работает. На одни пленэры приглашают, оплачивают дорогу, проживание, питание — по результату нужно подарить работу. Европа обычно не оплачивает дорогу, хотя всё зависит от имени приглашенного. В Могилеве нет такой культурной программы, как в Витебске: пара-тройка фестивалей, а у нас, насколько я помню, 16 —18 ежегодных. У культуры на всё не хватает денег. Ближайший пленэр, посвященный писателю Василию Быкову (ему 19 июня исполнилось бы 90 лет), планируем провести в конце мая в Ушачах. В этом году были выделены средства на празднование 70-летия освобождения Витебщины от немецко-фашистских захватчиков, а Быков вошёл в десятку лучших писателей о войне, — все эти факты и определили — пленэру быть. Мы не можем пригласить художников на 20 дней, как Могилёв, — элементарно нет средств. Формат будет такой: экскурсионный день и три дня этюдов. Планируем, что участие примут десять художников, отобранных решением правления на основании поступивших заявок. Главный результат — это большая отчётная вы­ставка в Ушачах, лучшая работа пойдет на пополнение музея В. Быкова в Ушачах».


Витебским художникам пора выйти из тени, перестать прикрываться именами художников периода «витебского ренессанса». Шагал давно стал брендом Витебска и его нужно продавать, но больше в туристическом секторе. Тем более что большинство респондентов, с которыми я общалась во время работы над проектом, разными словами высказали одну важную мысль: за Шагалом не видно других витебских художников.

 

Сегодня фронтменом должен стать куратор

 

4


Витебскому арт-рынку в первую очередь нужен не критик: чтобы появился критик, должен сложиться арт-рынок, вернее его коммерческая составляющая. Для этого необходимы связи с другими странами, выход на разноплановых художников, должны проявиться люди, способные давать жизнь креативным проектам, не дотируемым государством. В Витебске есть все предпосылки: художники, выставочные площадки от государственных до коммерческих, кураторы, не хватает импресарио или арт-менеджера «негосударственного образца», способного привлечь спонсорские средства.


Для активизации интереса к искусству важная роль отводится куратору. Куратор — творческая единица, он разрабатывает креативную концепцию, может быть автором исследовательских и  критических текстов или художником — участником вы­ставки, выступает экспозиционером: выстраивает логику показа. Его помощник — арт-менеджер или продюсер — занимается поиском финансов, договаривается со СМИ о публикации статьей, ищет рекламные площади, размещает гостей. В этом масштабном процессе галерея могла бы выполнять  функции арт-менеджера.


Недавно в соцсетях было распространенно объявление о семинаре кураторов и арт-менеджеров, следовательно, потребность в такой единице арт-рынка есть. Какими качествами должен обладать куратор, я спросила мэтра своего дела Василия Васильева — куратора витебского проекта Abstract,  художника, члена Белорусского союза художников, доцента кафедры дизайна Витебского технологического университета: «Чтобы быть куратором, надо обязательно иметь художественное образование. Потому что без опыта общения с культурной средой, без широты взглядов и воспитанного вкуса невозможно реализовать себя на этой стезе. В нашем культурном пространстве кураторская работа — это альтруизм, в основе которого лежит идеалистическая составляющая. Чтобы заслужить время работать с искусством, необходимо ещё где-то зарабатывать деньги. Сегодня основу для осуществления кураторских проектов составляют государственные вложения. Не приходится говорить о спонсорской и меценат­ской поддержке со стороны частного бизнеса. Для того чтобы решить вкладывать свои заработанные средства в искусство, необходимы, во-первых, образование, во-вторых, зрительский опыт. Сего­дня на витебском арт-рынке работают три куратора: ваш покорный слуга, Дина Данилович, Сергей Сотников».

 

Визуальный шум


Изменилась природа искусства: творение художника уже не подчиняется  классическим канонам. Формой реализации современного искусства стало обращение к собственному внутреннему миру, а не передача реальных предметов мира. Если для художника картина стала способом вы­сказать свое представление о красоте и свои субъективные переживания, то и для зрителя прочтение может быть таким же свободным. Именно поэтому в современном искусстве и появляется фигура арт-критика, задача которого — вырабатывать критерии оценки и художественный вкус. В плане оценки современного искусства критик опирается на антиисторизм, т.е. новое, не похожее на прежний опыт, и индекс продаваемости.


Несмотря на то, что практически всю информацию современный человек получает посредством визуальных образов — телевидения, фотографии, рекламы, дизайна, Интернета, интерес к живописи и графике будет устойчиво стабильным, если у полотен будет высокий индекс оригинальности и/или продаваемости. Повседневному зрителю нужно шоу: вокруг выставки должны быть ажиотаж, реклама, информационный шум или хотя бы тема денег как индекс продаваемости художника. Но пока наши художники будут рассуждать, что активный промоушен — это нескромно, и сообщество художников новатора осудит, арт-рынок так и не появится.


Культуролог Оксана КУЗИНА.

Фото Александра КЛИМОВА и Павла ПОМОЛЕЙКО.

Газета «Твой Город».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Свежие новости

От икры до конфет. Смотрите, что подешевело к праздникам в Витебске
В Unistore обрушили цены на популярные товары, без которых не обходитс...
Жизнь не будет прежней: что изменится с 1 января 2026 года в Беларуси
С 1 января 2026 года Беларусь войдёт в новую эпоху — привычные правила...
Молодая витебчанка попалась на удочку мошенников, но смогла сорваться с крючка. Как это было?
В 9.50 мне позвонили с российского номера и сказали, что это с «Белпоч...
Деды Морозы раздадут 3000 подарков в Витебске и других областных центрах
25 и 26 декабря Деды Морозы belbet выйдут на улицы столицы и всех обла...
Хоккейный клуб «Витебск» ставит красивую точку в текущем году
Наша команда на своем льду проводила последнюю встречу нынешнего года....

Самое популярное

В Витебске планируют построить еще одну Ледовую арену. Какой она будет?
Нынешняя Ледовая арена в Витебске порой не вмещает всех желающих попас...
В Витебске пройдет репетиция Нового года с Дедом Морозом, подарками и глинтвейном – бесплатно
В Витебске 21 декабря пройдет душевная репетиция Нового года....
От икры до конфет. Смотрите, что подешевело к праздникам в Витебске
В Unistore обрушили цены на популярные товары, без которых не обходитс...
Куда сходить на выходных 25-28 декабря
Четверг в Витебске начинается с особого настроения: католическое Рожде...
В Витебске продлят работу общественного транспорта в новогоднюю ночь
В связи с проведением новогодних мероприятий Витебский городской испол...
Грипп и не только: какие вирусы циркулируют сейчас на территории Витебска и области
Одна из тем, которые сейчас особенно волнуют витебчан, – сезонная забо...

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске