Худрук инклюзивного театра: «Дети с аутизмом растут профессионально на наших глазах»
Чуть меньше года назад в Беларуси заработал семейный инклюзив-театр «i», созданный благотворительной организацией «Дети. Аутизм. Родители» и компанией velcom. Театр задумывался как площадка, на которой вместе с обычными ребятами играют дети с аутизмом. Дебютная постановка, мюзикл «Флейта-Чарадзейка» с успехом прошла в Минске, Гомеле, Могилеве, Гродно и Бресте, а 25 февраля будет показана витеблянам. О положительном влиянии сцены на особенных детей, отношении белорусов к идее общества равных возможностей и новых планах театра – в интервью с его художественным руководителем Ириной Пушкаревой.
- Театр «i» создавался с целью продвижения идеи общества равных возможностей. Насколько результаты соответствует ожиданиям?
- Во-первых, детей с аутизмом, которые начали ходить в студию в мае прошлого года, теперь не узнать. Раньше многие молчали, максимум, могли тихо произнести: «Здравствуйте», а о том, чтобы выйти на сцену, и слышать не хотели. Сейчас они декламируют Пушкина, проговаривают скороговорки, сами добавляют текст в свои роли, подружились с другими детьми. Мы к ним относимся как к обычным. Во-вторых, в студию приходят новые ребята с особенностями, очень талантливые. Мы пошли дальше, и сейчас полным ходом идет подготовка новой постановки по пьесе Кости Жибуля, мальчика с аутизмом. Называется она «Чыгунка».
- Что это за постановка и когда планируется премьера?
- Тоже мюзикл, но психологически более сложный, чем «Флейта». В этой сказке Кастусь, по сути, попытался описать свой сложный внутренний мир. На примере этого произведения мы решили показать, что ребенок с особенностями может фантазировать, а его мечты – сбываться. Спектакль – о театре, в нем дети будут играть самих себя. Премьера состоится 2 апреля в минском Доме ветеранов.
- Какие «изюминки» будут в «Чыгунке»?
- Задуманы очень интересные декорации и сценография. По замыслу, в спектакле есть огромный синий кит, который надувает пузыри, есть ежик в тумане – это Кастусь вложил в спектакль свои сны. С учетом гастролей мы планируем декорации таким образом, чтобы их можно было перевозить. На всякий случай продумали и эконом-вариант – без «крутой» сценографии. Это спектакль, где пластика, ритм и вокал тесно соединены, с интересными героями. Будут такие персонажи, как Дождь, Монтажники Сна…
- Над «Флейтай-Чарадзейкай» работала «звездная» творческая группа. Кто принимает участие в постановке нового мюзикла?
- Родители Кости Вера и Виктор Жибуль – известные драматурги, они развили историю, сочинили прекраснейшие тексты песен. Режиссер спектакля – Игорь Сидорчик, ему помогают Геннадий Фомин, актер театра и кино, постановщик пластики в драматическом театре имени Горького, и я. Все остальное – музыку, костюмы, декорации – придумывают дети. Мы, взрослая команда, только направляем и корректируем. Например, музыку пишет ученик «Студии Пушкаревой» 12-летний Никита Линько (композиторская мастерская Александры Сандлер, доцента кафедры сценической речи и вокала БГАИ) и 19-летний композитор Макс Мдивани. А 11-летние Злата Залесская и Алина Трепенок (обе юные актрисы – «Полианны» из тюзовского спектакля) придумали и нарисовали костюмы некоторых персонажей, которые одобрила художник по костюмам Татьяна Лисовенко. Сценографию делает 19-летний Алексей Залесский. А эскизы к декорациям выполнил Макс Лагун – еще один ребенок с аутизмом, ставший артистом нашего театра в прошлом году и выступающий на сцене во «Флейте-Чарадзейке».
- Сколько детей с особенностями сейчас играют в театре?
- Всего в студии занимаются около 70 человек, но мы хотим набрать больше, потому что к нам пришли новые дети с аутизмом, в том числе и 14-летние подростки. Детей с особенностями в студии сейчас 10, но в спектакле заняты не все. Нужно соблюдать пропорцию: чтобы процесс включения и обучения был эффективным, число детей с аутизмом в коллективе не должно превышать 15%. Мы пробовали эту пропорцию увеличивать – начинает страдать учебный процесс.
- Вы объездили почти все областные города Беларуси с «Флейтай». Какую обратную связь получаете от зрителей?
- Люди в восторге, никто не ожидает, что дети с особенностями могут настолько включаться. Но как бы мы ни рассказывали, что у нас веселый красочный спектакль, до тех пор, пока они сами это не увидят, по их ожиданиям на сцену должны выехать инвалиды-колясочники. И все думают: вот, это спектакль, на котором придется переживать и плакать. Не придется! Наши дети попадают в коллектив, социализируются и становятся не детьми с аутизмом, а талантливыми актерами. Многие говорят: «Здорово, что вы это делаете, мы у себя тоже, наверно, можем.
- Что посоветуете людям, которые хотят организовать подобные студии?
- В творческом коллективе не принято относиться к детям как к детям. Они для нас - взрослые талантливые люди, которых мы развиваем по их способностям. С детьми с аутизмом - точно такой же принцип. Как-то репетируем сцену электрички из «Чыгункі», Кастусь на сцене, должен произносить реплики. Мы с Игорем Сидорчиком кричим: «Нет, Кастусь, не та интонация! Добавь тут голоса! Не так, еще раз повтори!» Мы с ним работаем не просто не как с ребенком с аутизмом, а как со взрослым актером. И он справляется! У любого ребенка есть яркая черта, которая видна уже на первых занятиях. И на этом можно построить включение в коллектив. Второй момент: обязательно должна быть дисциплина.
- Показ в Витебске – заключительный этап вашего тура с «Флейтай-Чарадзейкай» по областным центрам. Что будет со спектаклем потом?
- Дети так ее полюбили, что без нее уже не смогут. Поэтому мы хотим сохранить ее в репертуаре. А для этого нужна возможность репетировать и выступать. А это, прежде всего, аренда сцены – удовольствие не из дешевых. Все упирается в деньги, но мы будем искать возможности.
- Занимаясь такими проектами, наверно сложно обойтись без спонсорской помощи?
- Честно скажу, если бы не компания velcom, не было бы театра. Да, мы бы поставили «Флейту», но это был бы учебный спектакль. Мы бы работали с детьми с аутизмом, но никто бы об этом не знал. Команда velcom очень трепетно отнеслась к театру, выделила средства, можно сказать, под идею. И благодаря этому мы смогли привлечь профессионалов – художника-постановщика Вениамина Маршака, художников по костюмам Татьяну Лисовенко. Звук был записан в самой лучшей студии Минска с оркестром консерватории. Конечно, спектакль заиграл.
- Какие перспективы для дальнейшей жизни театр открывает перед особенными детьми?
- Мы нацелены на то, что будем с ними долго заниматься, растить. Хотим, чтобы с каждым выходом на сцену они в прямом смысле, не оговорюсь, добавляли в профессии. Каждый из них вполне может стать актером. Наш театр – это модель общества: к сожалению, детей с аутизмом, как и детей-инвалидов, не становится меньше. Если закрываться по углам и делать вид, что таких людей нет, это будет самообман. Хочется, чтобы в обществе было понимание, что дети с аутизмом – талантливые и умные. Но если их не включить в общество в детстве, в дальнейшем они будут сидеть у родителей и государства на шее. Мы давно приняли решение, что будем об этом говорить. Поэтому пускаем на свои репетиции: пусть смотрят и рассказывают. Человек, который увидел такого ребенка, уже никогда не будет прежним.
Флейта-Волшебница в Витебске>>>