Трансконтинентальное ралли «Дакар», основанное французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года и считается самой экстремальной гонкой планеты. Это марафон на выживание, маршрут проходит по бездорожью, пескам, грязи, скалам. Первоначально ралли стартовало в Париже с площади Трокадеро и финишировало в столице Сенегала — Дакаре. После срыва гонки в 2008 году из-за угрозы терроризма, ее перенесли в Южную Америку, на территорию Чили, Аргентины, Перу, Боливии и Парагвая. А последние два года ралли, которое сохранило старое название, проходило в Саудовской Аравии.
С Максимом мы встретились во время его приезда на малую родину.
– Я родился в деревне Граденец, рядом с райцентром. В детстве много времени проводил у бабушки в деревне Живолока. У нее было большое хозяйство, помогал в поле, на огороде. Окончил Ушачскую школу и в 2003-м уехал в Минск поступать в вуз. С тех пор живу в столице, но каждый месяц приезжаю в родные места. Здесь такие просторы! Тишина. Наслаждаюсь и заряжаюсь эмоциями, – рассказывает Максим.
В Минске у него другой ритм жизни – постоянное ускорение и гонка. Максим Новиков – ведущий инженер конструкторского отдела спортивных автомобилей, который создан на Минском автозаводе. Сюда он попал после окончания автотракторного факультета БНТУ.
– Мы занимаемся разработкой спортивных грузовиков, которые выступают на «Дакаре», в других гонках. Они только внешне похожи на серийные автомобили, а начинка иная, специально под ралли-рейд. Недавно на марафонской трассе испытывали новую модификацию капота, она была признана удачной, – поясняет Максим.
С детства его манила скорость. С завистью смотрел на мальчишек, которые занимались картингом. Гонял на мотоцикле, который сам разбирал и собирал. Часами пропадал в мастерских, где работал отец. Так что выбор будущей профессии был предопределен. Но даже не мечтал, что станет штурманом на супермарафоне и побывает во многих странах на разных континентах.
Когда Максим Новиков начал работать в конструкторском бюро, руководство МАЗа решило сделать белорусский гоночный грузовик и создать команду. В нее включили и молодого инженера, который принимал участие в разработке и сборке первых двух автомобилей и знал, что как действует, мог на месте оценить все преимущества и возможные недочеты, принять оперативные решения.
– У МАЗа богатая спортивная история. В конце 1980-х, когда кольцевые гонки проходили в Европе, в них участвовали машины из СССР. В то время белорусский автозавод громко о себе заявил, команда привозила вторые и третьи места. Британские перевозчики даже хотели закупать наши грузовики для гонок. Потом, с развалом Союза, все закончилось. Наработки растворились. Остался один гоночный автомобиль, который сегодня находится в частной коллекции в России, – рассказывает Максим.
Вторая яркая страница спортивной летописи завода связана с участием в трак-триале, в гонках не на скорость, а на проходимость по бездорожью. Белорусы становились чемпионами Европы. Тогда гремели имена Петра Орсика, Дмитрия Запорощенко, которые и сегодня участвуют в ралли-рейдах как механики.
– Я впервые попал на «Дакар» в 2012 году в составе «ночных механиков». Пока гонщики отдыхали, мы осматривали и при необходимости ремонтировали машины. Конечно, мечтал проехать ралли в кабине грузовика. Прошел отбор, и через пять лет меня включили в экипаж. «Дакар» – это самый сложный и крутой марафон в мире, мечта любого гонщика, своего рода Олимпиада среди раллистов. Не каждому удается дойти до финиша, некоторые годами участвуют и не могут преодолеть путь до конца. После того как проехал свой «Дакар», во мне многое поменялось. Жена даже сказала, что я из парня превратился в мужчину, – вспоминает Максим Новиков.
Максим Новиков с его десятилетним опытом участия в «Дакаре» изъездил вдоль и поперек пустыни Гоби, Атакама, Каракумы. Путь пролегал через каньоны, ущелья, по высушенным руслам рек.
– Много видел красот. Пески встречались разные, твердые, мягкие, вязкие. В некоторых местах горели, как золото. Попадались оазисы с озером посреди барханов, на берегу которого растут пальмы. В Боливии на высоте четырех тысяч метров посреди гор из камней сложено жилье, пасутся ламы. Мы останавливались в гостинице в Ла-Пасе – самой высокогорной столице мира, – делится впечатлениями Максим.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» со времени своего создания в 2010 году приняла участие в 38 гонках национального и международного уровней, в 19 из которых стала призером или победителем. Самые высокие результаты – в ралли-рейде «Дакар-2018» второе место и третье на «Дакаре-2020». Лучший результат экипажа, в который входит Максим Новиков, – шестое место в гонках нынешнего года.
– У меня десять «Дакаров», пять из них на спортивном автомобиле штурманом. На последнем ралли-рейде, который проходил в начале года в Саудовской Аравии, было выставлено два экипажа. Один по техническим причинам сошел с дистанции, и перед нами была поставлена задача дойти до финиша и войти в десятку. На некоторых этапах лидировали – были вторыми, заставили понервничать конкурентов. Маршрут проходил по каменистым участкам, боялись проколов шин. На одном из этапов через 100 километров от старта истратили все запаски, а нужно было ехать еще 200. Понимали, если прокол – сойдем с дистанции, – вспоминает Максим Новиков.
За время гонок разное случалось. Однажды в Южной Америке экипаж попал в облачность.
– Мы думали, это туман, и скоро он рассеется, а он становился еще гуще. Потом выяснили, что такое явление длится неделями. Была ситуация, когда механики выстраивались в цепочку, указывая путь машинам, шесть километров ехали со скоростью 10 км в час, – рассказывает Максим.
Приходилось белорусскому экипажу ночевать в пустыне, стартовать в темноте. Однажды их попросили поднять повалившийся на бок грузовик. Помогали и голландцы, у которых кончились продукты, и белорусы поделились с гонщиками нашей тушенкой. Иностранцы очень ее нахваливали.
– Во время гонки обычно сторонняя помощь запрещена, и если машина не приходит на финиш в назначенный день, ее снимают с гонок. Но нам разрешили продолжить. Кстати, в тот раз из 43 машин до финиша дошли только 12, – поясняет Максим.
В обязанности штурмана входит проложить самую оптимальную дорогу, чтобы экипаж прошел все этапы и собрал «скрытые точки». Раньше для этого использовали компас, сейчас GPS. Перед гонкой, за полчаса до старта, выдается дорожная книга. Если говорить образно, штурман в дорожных ралли – навигатор.
Гонки – дело азартное, но очень рискованное и сложное. Нужно обладать недюжинным здоровьем, чтобы выносить сильную тряску, жару, постоянные нагрузки. Члены экипажа должны быть одеты по всем правилам. От травм защищает специальный каркас, от ожогов – комбинезон. Белье и носки тоже особые. На старте строго следят, чтобы все было по форме. Если что-то не так, просто не пустят в кабину.
– Сегодня мы стали прямыми конкурентами КАМАЗам, которые в ралли-рейдах были первыми в мире. Это показали последние гонки «Шелковый путь», которые в нынешнем году стартовали в Омске и должны были финишировать в Улан-Баторе. Но Монголия из-за пандемии закрыла границы. Пришлось отменить половину пути. За пять коротких этапов в России белорусский экипаж Сергея Визовича занял второе место, наш – Алексея Вишневского – из-за технических проблем финишировал восьмым, – рассказывает Максим.
Сейчас Максим Новиков с коллегами готовится к «Дакару-2022», который должен пройти в январе в Саудовской Аравии. МАЗ планирует выставить три экипажа. Параллельно над участием в будущих гонках работает конструкторский отдел. Наш земляк не раскрывает секретов разработок, но интригует – в следующем году в ралли-рейдах ноу-хау проявит себя.