Школьное питание: на детях не экономят

Почти все школьники Витебщины питаются в учебных заведениях, из них более половины обеспечены бесплатным одноразовым горячим обедом за счет бюджета. Но если дети кушают в школах несколько раз, большинству родителей приходится каждую неделю сдавать на питание 35-40 тысяч рублей на ребенка. Чем и как кормят школьников, узнавал корреспондент «НС».
Когда хочется многого
В средней школе №28 Витебска учатся в первую смену и каждую перемену, как наверняка и в других учебных заведениях, в столовой аншлаг. Охват горячим питанием здесь почти стопроцентный, школьники обязательно получают вместе с горячим питьем различные каши, котлеты, макароны, пельмени, запеканки и много других блюд. Меню, как и везде, на самом видном месте в столовой. К примеру, когда я побывал там, младшим школьникам предлагалось: на завтрак – запеканка из творога со сметаной, кофейный напиток с молоком с сахаром, на обед – салат картофельный с огурцами, суп молочный «По-лидски» и макароны отварные с тефтелями, чай с пирожком – на полдник. Школьники повзрослее обычно питаются централизованно один раз и зачастую добавляют в свое меню салаты и различные пирожные. Старшеклассники могут выбирать из нескольких блюд, но нередко ограничиваются так называемыми экспресс-завтраками – смажнями, пиццей, сосиской в тесте с чаем.
Ребята, с которыми я пообщался, рассказали, что довольны питанием в школе, о чем, кстати, свидетельствовали их пустые тарелки. Что касается пожеланий, то, как и следовало ожидать, дети рады каждый день есть сосиски, картошку и макароны и, конечно же, фрукты, сладости, а еще чипсы, сухарики и так далее.
– К сожалению, культура здорового питания во многих семьях отсутствует, – делится мнением заведующая производством столовой школы №28 Елена Кандыба. – Многие родители кормят детей на скорую руку. Вот у них и вырабатывается привычка только к фаст-фуду или макаронам с сосисками. В школе же, наоборот, питание строго сбалансировано и, несомненно, полезно.
По словам Е. Кандыба, каждый день школьное меню обновляется, блюдо повторяется не чаще чем через неделю. «Смотрим, что остается в тарелках, что едят с удовольствием, – говорит специалист. – Делаем выводы, корректируем, меняем. Продукты, которые школьники отвергают, стараемся готовить в разных видах. Дети, например, не приучены есть овощи. Приходится придумывать сложные гарниры из припущенных и тушеных овощей. Ежедневно предлагаются блюда из мяса, птицы, рыбы, есть большой выбор салатов, которые пользуются спросом. Делаем драники, блины, которые очень нравятся школьникам. Раз в месяц проводим дни сладкоежки, когда специально расширяется ассортимент сладких блюд (желе, муссы, кремы с различными фруктовыми добавками) и кондитерских изделий».
Но особенно трудно в последнее время, по словам Е. Кандыба, укладываться в сумму госдотации на питание, которая была утверждена почти год назад. И действительно, накормить школьника разнообразно и сытно на сумму от 5290 рублей сегодня сложно. С другой стороны, можно понять и родителей, которых чаще всего беспокоит именно стоимость питания. Ведь если в семье двое детей, то только для их питания в школе нужно выделять из семейного бюджета не менее 250 тысяч рублей в месяц, а зачастую нужны еще и деньги на карманные расходы.
Пищеблоки износились, но работают
46 школ и 4 профессиональных лицея областного центра обслуживает комбинат школьного питания ОАО «Витмил».Директор комбината Валентина Замбжицкая рассказала, что в учреждениях образования питание организуется на основе примерных двухнедельных рационов, которые разрабатываются с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и сезонности. Также имеет значение разнообразие и сочетание пищевых продуктов, способы их кулинарной обработки. С учетом рекомендаций Минздрава в школьных столовых и буфетах в обязательном порядке реализуются колбасные изделия для детского и профилактического питания с лактулозой, кисломолочные продукты, обогащенные бифидобактериями (кефир, ряженка, йогурты, сырки глазированные), питьевая и минеральная вода для детского питания, улучшенная витаминами и минералами, сухие завтраки из орехов, фруктов и так далее. В соответствии с санитарными правилами в школьных буфетах запрещена продажа чипсов, газировок с красителями.
Большую поддержку предприятию оказывает собственное производство, а это кондитерский цех, цеха по производству хлебобулочных изделий и даже пельменей.
Головная боль для комбината школьного питания – сильно устаревшее и требующее постоянного ремонта оборудование. «К началу учебного года пищеблоки приведены в рабочее состояние, – говорит В. Замбжицкая, – но все равно они изношены более чем на 70%, морально и физически устарели». Если говорить о технических новинках в сфере школьного питания, то в Витебске этим пока может похвастаться лишь самая новая школа областного центра – №46, где установлены современные пароконвекторные печи. Они позволяют значительно упростить процесс готовки, обеспечить детей самым полезным видом питания – паровым. Оборудование это немецкое и очень дорогое, так что рассчитывать на него другим школам пока вряд ли стоит.
В. Замбжицкая согласна с тем, что школьное питание не должно быть бременем для семейного бюджета, но с теперешним ростом цен на продукты можно понять и предприятия, организующие его в школах. «За 6880 рублей дотации (на городских школьников 1-4 классов. – Авт.) еще нужно крепко подумать, что положить в тарелку ребенку, – отметила собеседница. – А ведь надо накормить детей вкусно и сытно». Поэтому и приходится родителям доплачивать, особенно тем, чьи дети посещают группы продленного дня и питаются в учебных заведениях дважды, а то и трижды. На день в школах Витебска доплата в среднем составляет от 7 до 10 тысяч рублей.
Чтобы приобщить ребят к здоровой еде, комбинат школьного питания на базе разных школ регулярно проводит выставки-дегустации блюд белорусской кухни, блюд из крупы, рыбы, картофеля и так далее. В прошлом году в учебных заведениях Витебска проводилось анкетирование родителей о качестве питания. 82% опрошенных признали его вполне удовлетворительным.
Торговые надбавки в минус
– Общий охват питанием в городах и райцентрах Витебщины составляет 96%, из них горячим – 84%, – проинформировала главный специалист управления образования облисполкома Наталья Мазенькова. – В Витебске, Орше, Полоцке и Новополоцке питание детей организуется через систему торговли и потребкооперации, а в сельской местности этим занимаются отделы образования.
Ученики 1-4 классов городских школ и все сельские школьники обеспечиваются одноразовым горячим питанием за счет бюджетных средств. Сегодня эта сумма для ребят в возрасте от 6 до 10 лет составляет 6880 рублей, 11-13 лет – 7840, 14-17 – 8310 рублей. В школах, самостоятельно организующих питание, эти суммы на 30% меньше (минус торговая надбавка). Существуют и льготные категории обучающихся, которые в зависимости от возраста и длительности пребывания в школе обеспечиваются двухразовым или трехразовым бесплатным питанием. С целью максимального охвата всех нуждающихся в учреждениях общего среднего образования созданы комиссии, которые изучают представленные родителями документы и утверждают списки освобожденных от оплаты за питание. В 2012-2013 учебном году в области 60617 школьников питаются за бюджетные средства, что составляет 56,7% от всех обучающихся.
Н. Мазенькова признает, что сегодняшние цены на продукты питания превышают денежные нормы. Поэтому родители вынуждены доплачивать за питание детей в городских школах.
В сельских, как правило, родительских доплат на питание не требуется, ведется большая работа по его удешевлению. Например, в этом году отделы образования планируют заготовить 1200 тонн картофеля, 600 тонн овощей, около 50 тонн яблок. Могли бы и больше, но нет условий для длительного хранения.
Не экономят на детях работников и местные хозяйства. Например, в Шарковщинском районе в школы поставляется мясо по символической цене 3 тысячи рублей за килограмм, что позволяет значительно разнообразить меню детей другими продуктами. По минимальным ценам отпускают учебным заведениям собственную продукцию хозяйства Бешенковичского, Миорского, Чашникского, Поставского, Глубокского, Верхнедвинского районов.
Многое делается и для воспитания культуры питания. По словам Н. Мазеньковой, для этого внедряются различные формы обслуживания детей (через предварительный заказ по меню завтрашнего дня, шведские столы, отпуск больших порций, работа буфетов и кафе), а также современные технологии приготовления пищи (производство полуфабрикатов высокой степени готовности, готовой кулинарной продукции). В 138 школах нуждающимся предоставляется диетическое питание.
Особенно в этом преуспели в Полоцке и Новополоцке, где комбинатами школьного питания ежегодно утверждается не менее 80 новых блюд для школьников. К примеру, благодаря централизованному производству мучных и овощных полуфабрикатов там часто радуют детей блинами с различными начинками, регулярно проводят дни тематических меню, дегустации, выставки-продажи.
Контроль за организацией питания в учреждениях образования строгий. В каждой школе созданы советы по питанию и бракеражные комиссии, куда входят не только работники пищеблоков, администрация школ, но и представители родительских комитетов. Они регулярно проверяют полновесность, доброкачественность и полезность питания. Дважды в год на уровне облисполкома проходит межведомственная коллегия по организации питания.
Что касается оборудования пищеблоков, то, по словам Н. Мазеньковой, над этой проблемой работают: только к нынешнему учебному году везде проведены текущие и косметические ремонты, приобретено 133 единицы холодильного и технологического оборудования и 114 единиц мебели на сумму 761 млн. рублей.
В заключение специалист управления образования облисполкома отметила, что время проб и ошибок в организации школьного питания прошло. 76% учебных учреждений области занимаются этим самостоятельно, их технологи четко контролируют весь процесс питания детей от приобретения продуктов до подачи готовой пищи на стол.
Использование самостоятельной организации питания имеет неплохой экономический эффект – нет торговых надбавок. Дополнительные средства позволяют сделать меню учащихся комплексным и рациональным.




















