Какие новшества внесены в закон об охране труда в Беларуси?
Изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» вступают в силу с 28 июня. Его нормы приведены в соответствие с принятыми в республике законодательными актами и с учетом правоприменительной практики.
О новшествах «Витебским вестям» рассказала заместитель начальника управления социально-трудовых отношений, заработной платы и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Тамара Дубровская:
– Начну с расширений полномочий исполкомов. Они могут оказывать организациям, расположенным на подведомственной им территории, практическую и методическую помощь, касающуюся соблюдения законодательства об охране труда, профилактики производственного травматизма, оперативного выявления и устранения нарушений требований безопасности.
Обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда возлагается также на исполкомы. В настоящее время это обязанность нанимателя. Такие системы позволят скоординировать взаимодействие по вопросам охраны труда вышестоящего органа с подчиненными организациями.
С учетом изменений наниматели должны назначать должностных лиц, которые будут не только отвечать за организацию охраны труда, но и контролировать соблюдение работниками ее требований, в том числе при выполнении отдельных видов работ. Они же должны вести предусмотренные законодательством об охране труда документы и предоставлять их по запросу контролирующих (надзорных) органов.
Обновленный закон устанавливает, что наниматель оплачивает расходы на медосмотры работников, а также лиц, принимаемых на работу, после их приема в штат.
Из обязанностей работодателей по обеспечению охраны труда убрали проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.
Конкретизированы действия работающих по гражданско-правовому договору, если в месте, предоставленном работодателем для выполнения работы (оказания услуги), возникает непосредственная опасность для жизни и здоровья. Работник может отказаться от выполнения договорных обязательств, но обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах отказа.
Законодательно закрепляется возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. Если работник получил производственную травму, а работодатель отказывается расследовать такой несчастный случай, составлять акт или изложенные в нем обстоятельства не соответствуют фактическим, то получивший производственную травму будет вправе обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь либо его территориальные подразделения. Или же напрямую в суд.
В законе появились две новые статьи, в которых определены особенности организации охраны труда работников-надомников и домашних работников.
Узакониваются новые термины и определения: «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», «работы с повышенной опасностью», «правила по охране труда», «система управления охраной труда». Раскрыто и их понятие для единообразного применения в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах.
Обновленный закон призван способствовать дальнейшему сокращению производственного травматизма, предупреждению профессиональной заболеваемости, обеспечению безопасных условий труда и социальной защищенности работающих, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда.