Об этом сообщил белорусский археолог Леонид Колединский во время презентации своей книги «Верхний замок Витебска (IX – XVIII вв.)», которая включает более шестисот страниц. Ученый был участником восьми экспедиций, проходивших в 1977 – 1993 годах. Тогда археологи нашли изделия из черного и цветного металлов, дерева и кости, камня, стекла, глины. В их числе орудия труда – тесло и топор, бронзовый браслет, часть кожаного башмака, пуговица из горного хрусталя, шахматные фигуры, пряслице (грузик для ручного веретена) с надписью «Марьино». Хорошо сохранилась медная сковорода конца XV в. Хозяин домашней утвари, чтобы продлить срок недешевой вещи, наложил на нее десять заплаток.
За годы исследований площадь раскопок составила свыше
2 тыс. кв. м. Наиболее масштабные работы проводились в 1978-м. Культурный слой памятника археологии имеет в среднем около 7 м, местами достигал более девяти метров. Обнаружены оборонительные сооружения с мощным валом, которые строились в 1136 – 1140 годах. В дальнейшем удалось реконструировать их параметры, подсчитать потребовавшееся количество леса и грунта, установить, с каких делянок в околицах Витебска поставлялась древесина.
Были вскрыты деревянные уличные мостовые в несколько ярусов, жилые и хозяйственные помещения. Всего обнаружено более сотни построек. Большинство хорошо сохранились и имели 4 – 6 венцов. Пол в некоторых настолько крепок, что между половиц невозможно было воткнуть нож. Хронология деревянных конструкций составляет более 600 лет (с 1071-го по 1673-й) – такой временной шкалы нет в Восточной Европе.
Согласно постановлению Совета Министров БССР от 11 марта 1980 года на месте нынешнего сквера на ул. Пушкина планировалось создать археологический музей. Над раскопом соорудили навес, оборудовали экспозицию, проводили экскурсии. Оставалось только провести консервацию участков деревянной постройки и возвести павильон. Но дело застопорилось. В конце 1990-го по решению городских властей навес был разобран, а раскоп засыпан. Такая же судьба постигла и оставленный для музеефикации участок оборонительного вала ХІІ в.
Более повезло Бресту, где в 1982-м был создан археологический музей «Берестье». Но там представлена застройка до конца ХІІІ в., а в Витебске – на триста лет больше с великолепной сохранностью дерева. Леонид Колединский считает, что при желании к идее создания в нашем городе археологического музея можно вернуться в любой момент.
Презентация книги прошла в рамках состоявшейся в областном краеведческом музее VII научной конференции «Витебские древности», посвященной 1000-летию первого упоминания города в древнерусских летописях. На ней прозвучало около тридцати докладов ученых из Москвы, Минска, Витебска.
Во время проведения конференции также была открыта выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения советского и российского ученого Леонида Алексеева. Он был крупнейшим знатоком археологии средневековой Руси и древностей Беларуси. Основу экспозиции составляют фотографии, сделанные ученым в 1950 – 1971 годах во время работы в городах и весях. В частности, впервые можно увидеть панорамы Витебска возле Благовещенской церкви до ее разрушения в 1961-м и вокруг траншеи, где была найдена берестяная грамота в 1959-м.