Международный день таксиста: история, факты и поздравление
22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день таксиста. В этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками.
О том, когда в Витебске появилось такси, каким оно было и как такси выглядит сегодня смотрите в сюжете...
Из истории:
До того, как в Витебске появилось такси, эту роль выполняли извозчики. Они занимались перевозкой пассажиров, вплоть до конца 19 века извозный промысел был самым распространенным видом транспорта.
Заниматься извозным промыслом могли мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Они получали специальный значок в городской управе и специальный билет, номер которого наносился на дугу экипажа. У каждого извозчика была специальная книжка, в которой пассажиры могли написать свои жалобы и предложения. Если такие жалобы поступали - в конце дня извозчик предоставлял данную книгу в полицейский участок и там разбирались в чем проблема.
Стоимость поездки на легковом экипаже стоила от 10 до 35 копеек в зависимости от расстояния. Особых правил для извозчиков не существовало, поэтому они часто превышали скорость, могли находиться в нетрезвом состоянии, что часто приводило к ДТП.
Первые автомобили появились в Витебске в начале 20 века, вообще в Беларуси первые автомобили зафиксированы в 1895 году. Первыми автовладельцами считаются князья Радзивилы в Несвиже и князья Паскевичи в Гомеле.
нач. ХХ века,стоянка извозчиков возле гостиницы Брози сейчас здесь пам-к Ольгерду
Первые автомобили - это была роскошь, их могли позволить себе самые состоятельные люди. Тем не менее, некоторые богатые крестьяне тоже имели автомобили. Известен факт, что витебский крестьянин Терехов был владельцем автомобиля "Бенц".
Сохранилась информация, что первым владельцем автомобиля в Витебске был помещик Косов.
С появлением первых автомобилей возникла мысль о том, чтобы использовать их в качестве моторных извозчиков. Впервые "Такси" стало использоваться в Германии в Штудгарте в 1896 году. На территории Беларуси первый таксомотор появился в 1906 году в Минске. Точную дату появления такси в Витебске назвать сложно. Условно говоря, это промежуток между 1906 и 1917 годами.
Известен факт (он отмечался в местной прессе), что витебские легковые извозчики для получения больших доходов специально разбрасывали на дорогах гвозди, чтобы машины прокалывали шины, а пассажиры пересаживались к легковым извозчикам.
В первые годы работы таксомоторов никаких особых требований к ним не существовало, кроме того, что каждый автомобиль должен был иметь счетчик.
В 1917 году таксомоторные предприятия были закрыты и возобновили свою деятельность только в 1925 году сначала в Москве и постепенно в остальных городах Советского Союза.
В 30-е годы в Витебске была только одна стоянка такси - это была площадь Свободы.
В связи с ВОВ снова наступил перерыв в работе такси. В послевоенное время только в 1954 году такси появились на улицах нашего города. Это были "Москвичи", а затем "Победы". Именно на "Победах" стали использовать шашечки, букву "Т" и специфическую краску для автомобиля.
Москвич на пл. Свободы 1951 год
В 60-70-е годы использование такси было доступно для Витебска и других городов, поездка на такси стоила 10 копеек за посадку и 1 копейка за каждые 100 метров пробега. С 1977 года цены увеличились в два раза.
В советское время все машины такси принадлежали государству. Таксомоторный парк в Витебске находился на улице Гагарина. Уже в 1990-е годы на улицах Витебска стали появляться частные такси.
Интернет-портал GorodVitebsk.by поздравляет всех таксистов и диспетчеров с Международным Днем Таксиста!!!
Карина Шлапакова