Что и как проверяют

Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств регламентирует Технический кодекс устоявшийся практики ТКП 309-2011 (02190). С этим документом можно ознакомиться на сайте УП "Белтехосмотр", контролю тормозной системы посвящена глава 7.1.

Здесь же отметим, что проверка тормозных систем включает в себя несколько видов контроля. На стенде производится измерительный контроль эффективности торможения рабочей и стояночной тормозными системами (удельная тормозная сила на каждой оси), а также устойчивости ТС при торможении рабочей тормозной системой (относительная разность тормозных сил колес оси). Для успешного прохождения данного вида испытаний необходимо, чтобы тормоза на одной оси не только развивали необходимое замедление колес, но и делали это равномерно (для рабочей тормозной системы).

С точки зрения рядового водителя, в этом вроде как вся проверка тормозной системы и заключается. На самом же деле предусмотрен также визуальный контроль технического состояния элементов пневматического и гидравлического тормозного привода, органолептический контроль элементов тормозных механизмов колес, органолептический и при необходимости измерительный контроль герметичности пневматического или пневматической части пневмогидравлического тормозного привода. Другими словами, в дальнейшем при проверке ходовой части сотрудник станции обращает внимание на внешний вид и состояние тех же тормозных трубок, шлангов, колодок и т.д. А еще с помощью специального оборудования может проверяться усилие, которое требуется прикладывать к педали тормоза.

Типичные проблемы

Как говорят сами сотрудники станций диагностики, те или иные неисправности (несоответствия действующим требованиям) тормозной системы – одна из основных причин, не позволяющих пройти техосмотр с первого раза.

"Часто претензии возникают к работе стояночного тормоза из-за растянутых тросов, или неправильной регулировки, – говорит Павел, в свое время проработавший на диагностической линии не один год. – Неравномерное срабатывание рабочей тормозной системы обычно связано с подклинивающими направляющими или поршнями тормозных механизмов. И да, помимо инструментальных измерений проводится как минимум визуальный контроль основных элементов тормозной системы. Основное внимание тут на шланги – если есть трещины или вздутия, автомобиль разворачивается, – а также на состояние тормозных дисков".

Недостаточная тормозная сила может возникать из-за неисправных тормозных цилиндров, чрезмерное усилие на педали тормоза – из-за проблем с главным тормозным цилиндром или усилителем тормозов. Ну а если автомобиль изначально не имеет ABS, то в конструкцию включен механический регулятор тормозных сил, или так называемый "колдун". При активном торможении и клевке он срабатывает, "отключая" заднюю ось. Проблема в том, что со временем он может закиснуть и выйти из строя. Как вариант – по каким-то причинам (например, задранная более жесткими или высокими пружинами задняя часть кузова) он срабатывает постоянно, и тогда на тормозном стенде на задней оси невозможно добиться необходимой тормозной силы.

Что делать?

Совет банальный: своевременно обслуживать тормоза. Это означает не только замену колодок и дисков, когда те прикажут долго жить. Как минимум при их смене стоит заодно проверить, насколько хорошо работают тормозные механизмы, проверить состояние цилиндров. Если есть намеки на подклинивание, все разбирается, очищается, заменяется смазка. Более подробно этой теме посвящен отдельный материал, так что не будем повторяться. Если за тормозной системой следить и обслуживать ее, проблем на линии диагностики возникать не должно.

Что делать, если автомобиль все же не прошел испытания на стенде? Действия зависят от того, что именно не соответствует требованиям. Скажем, если есть претензии к неравномерности срабатывания тормозов на одной оси, как раз стоит проверить, не подклинивают ли направляющие, цилиндры. Иногда может помочь банальная прокачка тормозов: создавать необходимую силу мешают пузырьки воздуха в системе.

Недостаточная тормозная сила на задней оси на старых машинах без ABS, как мы уже говорили, может быть вызвана неисправностью или некорректной работой "колдуна". Правильный способ – диагностировать и менять/ремонтировать, неправильный, но простой и действенный – вообще выбросить, хитрый и порой работающий – отправляться на линию с хорошо загруженным (картошка – наше все!) багажником. Последнее действительно может сработать, но только в том случае, если загрузка автомобиля приводит к изменению положения кузова и действительно оказывает влияние на работу регулятора.

Ручник часто выходит из строя от бездействия, особенно на автомобилях с автоматической коробкой. Тут или тросы в оболочке закисают, или исполнительные механизмы подклинивают, хотя в менее запущенных случаях может быть достаточно регулировки – тут многое зависит от того, как реализована конструкция стояночного тормоза.

Это же касается и электромеханического стояночного тормоза: возможные проблемы с ним можно разделить на механические (закисание тросов, поломки или потеря подвижности исполнительных механизмов) и электрические (например, потеря контактов). Обычно механическая часть страдает из-за попадания воды или же длительного бездействия тормоза. Кстати, проверять его работу на стенде можно, он не сломается – этот вопрос мы в свое время разбирали.

В общем, решение проблемы вполне может быть точечным. Хотя по-хорошему отклонение в работе от заданных параметров – повод заняться проверкой и обслуживанием тормозной системы комплексно. Особенно если это не делалось очень давно.

abw.by

Гостехосмотр>>>