Шестидневка: за и против

Следующий учебный год, похоже, не обойдется без новшеств. Недавно сразу несколько представителей Минобразования республики озвучили информацию о том, что сейчас активно обсуждается вопрос о возврате к шестидневной учебной неделе и, возможно, профильному обучению. Корреспондент «НС» узнал, как относятся к этому все заинтересованные стороны.
Напомним, в 2008 году школы не без волнения переходили на пятидневку: в рамках возврата к 11-летнему обучению меняли программы, перекраивали учебные планы, сокращали часы, чтобы уменьшить нагрузку на детей. Педагоги и организаторы ломали голову над тем, чем заполнить неучебный шестой день недели. Так в субботнем расписании появлялись факультативы, культурные и спортивные мероприятия, клубы выходного дня. Тогда Минобразования приводило массу аргументов в пользу таких перемен: это позволит учащимся больше внимания уделять укреплению и сохранению здоровья, у школьников будет активнее досуг, появится больше времени на общение с родителями, на субботних факультативах дети смогут глубже изучать те предметы, по которым придется сдавать экзамены при поступлении в вуз... Появились и официальные документы по организации шестого школьного дня: методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня», «Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности». В 2011 году шестидневная школьная неделя была закреплена и в Кодексе об образовании Республики Беларусь. Эти документы подразумевают, что неучебные субботы учителя должны организовывать по трем основным направлениям: физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, экологическое и трудовое воспитание, занятия техническим творчеством.
Если детализировать, то суббота – это не просто шестой день недели, а «комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т. к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической для каждой школы и каждого ученика формулы субботы». Резюме документов таково: «Грамотно используя различные средства, формы и методы физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят о необходимости заниматься физической культурой и спортом». Что же изменилось с тех пор? Почему субботу снова хотят сделать учебной?
Процитируем министра образования Сергея Маскевича:
– Изучение предметов на факультативном уровне показывает, что это не вариант профильного обучения. Два факультатива и два урока – хуже, чем четыре полноценных урока. Я поддерживаю мнение специалистов, учителей-предметников, методистов в том, что лучшим средством повышения качества знаний у школьников старшей ступени (10-11 класс – Авт.) будет именно введение шестого учебного дня и сокращение видов факультативных занятий.
Разделяют такую позицию и в управлении образования облисполкома.
– Суббота, свободная от занятий, была задумана в условиях 12-летнего школьного образования. Но ситуация изменилась, и сейчас все очевиднее, что пять учебных дней недостаточно для старшеклассников, как и замена профильного обучения факультативами, – считает заместитель начальника управления Валерий Кунашко. – Из-за отсутствия достаточной мотивации у учащихся многие воспитательные мероприятия по субботам теряют актуальность. Особенно нелегко привлекать детей в этот день в сельской местности: зачастую они помогают по хозяйству родителям, есть вопросы с подвозом. Да и в городах спортзалы не резиновые, хотя и работают на полную загрузку.
Валерий Викторович убежден, что родителям не стоит заранее паниковать по поводу дополнительных занятий для старшеклассников. С учетом того, что неучебный субботний день закреплен в Кодексе об образовании, процедура внесений изменений в него длительная, и вряд ли они возможны к следующему учебному году. Это же касается и возврата к профильному обучению. К слову, введение шестидневки снимет вопрос и о продлении учебного года до конца июня, что тоже обсуждается.
Согласны с возвратом к шестидневке и учителя школ Витебска, с которыми мне довелось пообщаться. Особенно поддерживают инициативу Минобразования классные руководители, которые честно признаются, что устали кнутом и пряником зазывать детей на субботние мероприятия, которых обычно планируется немало. Но вот обеспечить их посещение очень непросто – дети и родители хотят в выходные побыть вместе. Проведение по субботам факультативов тоже не выход – на них приходят слишком мало детей, а, значит, невелик и общий эффект.
Поэтому, по мнению педагогов, в субботу надо проводить именно уроки, а не факультативы. «Это поможет повысить мотивацию к получению знаний на углубленном уровне, – объясняют они. – И качество обучения улучшилось бы, и по некоторым предметам стало бы больше часов. В советское время так и было, и никто не чувствовал переутомления, а воскресенья вполне хватало для отдыха. Тем более что в субботу уроки обычно заканчивались немного раньше, чем в другие дни».
Впрочем, грядущие реформы старшеклассники и их родители оценивают неоднозначно. На интернет-форумах это до сих пор одна из самых горячих тем. Школьники привыкли к относительно лояльному отношению педагогов к посещению школы в субботу и, конечно, не хотят садиться в этот день за парты. Старшеклассники, занятые у репетиторов, во всевозможных кружках и секциях, сетуют на увеличение нагрузок. На их стороне родители, уставшие от бесконечных экспериментов в сфере образования. Главный аргумент – детям нужно не только учиться, но и отдыхать. А если и учиться по субботам, то только на факультативах или у репетиторов, подтягивая те предметы, которые нужны при поступлении.
Понять детей и их родителей, конечно, можно, но не стоит забывать, что при возврате на 11-летнюю систему учебная нагрузка существенно сократилась. Меньше уроков – меньше знаний, и факультативы, посещаемые далеко не всеми, не выход. Об этом свидетельствуют и низкие результаты централизованного тестирования. Поэтому вопрос о шестом учебном дне давно назрел в педагогической среде. Сейчас главное, чтобы очередная школьная реформа была реализована спокойно и без резких потрясений, от которых устали все участники образовательного процесса.




















