Неиссякаемое разнообразие - “Руанский собор” Клода Моне
Рубрика “Маладик о шедеврах” расскажет о серии картин французского художника-импрессиониста Клода Моне «Руанский собор» (1892–1895 г.).
Екатерина Ивановна познакомила своих учеников с творчеством живописца, который стремился запечатлеть изменения света и атмосферы в различное время суток и в разные сезоны.
Моне ввел в изобразительное искусство понятие серии.
Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Всего в этой серии Моне написал около 40 картин.
В итоге свет увидели 22 картины, но до наших дней сохранилось лишь 15.
Моне работал одновременно над несколькими полотнами из разных мест – на площади, на балконе и у окна нескольких квартир.
Моне показал каким разноцветным может оказаться серый камень в тот или иной момент времени. В зависимости от освещения меняется внешний вид объекта, и то, какое впечатление он производит на зрителя.
Все пространство полотна занимает величественный вид фасада собора.
Композиция свободная и напоминает случайный кадр. Героем картины становится цветовое пятно.
Художник не придавал особого значения архитектурным особенностям, интересуясь прежде всего, цветовыми рефлексами на камне. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток. Его полотна сравнивались с "видом через занавеску".
Изучая творчество Клода Моне, юные художники выполнили 2 рисунка одного и того же здания, но в разных состояниях и колоритах.
Моне называют предвестником абстрактного искусства. Названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".
10 мая 1895 года состоялась выставка соборов. Моне хотел продать картины всей серией, так как видел в ней единое произведение, но из-за высокой цены покупатель не нашелся, и картины разошлись по разным коллекциям. и сегодня их можно найти в музеях Франции, США и Роcсии.
В Москве, в музее им. Пушкина можно увидеть "Собор в Руане в полдень", 1894.
Казимир Малевич рассуждал о "Соборах" Моне так: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга".