Современные истории на коласовской сцене

Сразу две премьеры прошли в Национальном театре имени Якуба Коласа, и оба спектакля на современную тему. Один («Ліфт») поставил художественный руководитель театра Валерий Анисенко, второй («Парадоксы пачуццяў») приглашенный режиссер из Минского областного драматического театра в Молодечно Венедикт Расстриженков.
Решение коласовцев повернуться лицом к современной белорусской драматургии можно только приветствовать. Хотя, судя по прошедшим премьерам, очень нелегко найти достойный материал, который задевал если не шекспировскими страстями, то хотя бы интригующим сюжетом или психологическим подтекстом.
Пьес с названием «Лифт» я насчитала несколько. Нетрудно догадаться, что все авторы закручивают действие вокруг застрявших в лифте людей с противоположными взглядами на жизнь и разными духовными ценностями. У украинских драматургов это махровый либерал и пламенный сталинист, у азербайджанских – молодая девушка и банкир, у российских – молодой человек и симпатичная девушка. Автор белорусской пьесы Юлия Чернявская поместила в замкнувшуюся кабину преподавательницу философии и грабителя, который искал жертв в лифте и, грозя ножом, отбирал деньги. Диалог этих двух героев разбавлен (как, впрочем, во всех пьесах) сценами из их жизни. Муж преподавательницы (ее играет Светлана Жуковская), которому она сделала карьеру, уходит к студентке с африканскими косичками и проколотым пупком. Со взрослым сыном у нее нет взаимопонимания. У молодого грабителя свои проблемы: пьющая мать, для совместной жизни с любимой девушкой нужны деньги, которые он не может честно заработать. История тривиальная, впрочем, как и ее подача.
Действие то происходит в центре, где светом очерчена кабинка лифта, то переносится в разные углы авансцены – в квартиры главных героев. Периодически кто-то выходит на край подмостков и произносит важные слова, поясняющие их позицию или жизненное кредо. Не убеждает и игра актеров. Непонятно, как заботливая мать, какой подает ее Раиса Грибович, способна вызвать протест сына и подтолкнуть его к преступлению. Девушка молодого человека тоже создает хорошее впечатление. Смотришь и думаешь: такое окружение не могло родить злодея. И сам грабитель (артист Евгений Береснев) не вызывает ни сочувствия, ни отторжения. Где тогда истоки зла? На них нет и намека. Нелепо выглядит история возвращения старой любви матери героя к бывшему однокласснику. Она будто взята из другой постановки с комедийным уклоном.
Заканчивается спектакль тоже предсказуемо: грабитель убивает свою жертву. Какова мораль этой истории? Вопрос остается без ответа.
Пьесу «Парадоксы пачуццяў» написал молодой драматург из Борисова Сергей Сергиенко. Режиссер Венедикт Расстриженков поставил ее в жанре детективной мелодрамы. Хотя, по правде говоря, сюжет на детектив явно не тянет.
Главный герой Максим (актер Андрей Качан) хочет засадить в тюрьму врача, из-за которого умерла его дочь. Какую ошибку совершил врач, насколько он виновен – не поясняется. Взрослая дочь эскулапа, удачная бизнес-вумен, с одной стороны, осуждает отца – даже берет себе другое отчество – за то, что тот не ответил по закону. Но в то же время обманным путем проникает в дом Максима, чтобы скопировать документы, которые тот собрал для подачи в суд. И, конечно же, влюбляется в главного героя. Бывшая жена Максима давно простила врача и ждет ребенка от нового мужа. Самое интересное выясняется к концу спектакля: врач – отнюдь не злодей, ему, как и отцу-мстителю, постоянно мерещится плач умершей девочки. Мужчины поговорят по-мужски, женщины – счастливы таким исходом. Мелодрама заканчивается хэппи-эндом. Ненависть к врачу-убийце оборачивается любовью к его дочери.
Но после точки, поставленной авторами спектакля, возникают вопросы. Все герои такие положительные, совестливые: на чем же тогда основывается конфликт? Но главное – что хотел сказать театр зрителю этой постановкой? Увы, эти вопросы так и повисли в зрительном зале.




















