Приказом начальника главного управления юстиции Витебского облисполкома №87-од от 4 октября 2021 года этот порядок изменен. Теперь в Витебске за оформлением наследства в отношении наследодателя, проживавшего на территории города, можно обратиться к любому нотариусу нотариальных контор и бюро, расположенных в областном центре. Исключение составляет только нотариальная контора Витебского района, которая продолжает оформлять наследственные права в отношении лиц, проживавших на территории этого района.
Некоторые аспекты, которые могут интересовать читателей «ВВ», комментирует заместитель начальника главного управления юстиции облисполкома Татьяна Хорушевская.
– Наследственное дело заводится и ведется тем нотариусом, к которому первые наследники подали заявление о принятии наследства и (или) выдаче свидетельства о праве на наследство, – пояснила Татьяна Николаевна. – Узнать сведения об открытии наследственного дела и нотариусе, его ведущем, можно на сайте Белорусской нотариальной палаты https://belnotary.by в разделе «Справочная информация/Поиск открытого наследственного дела».
– А если возникла необходимость заменить нотариуса?
– Главное управление юстиции имеет право определить другого нотариуса, которому будет передано ведение открытого наследственного дела. Заявление об этом в письменном виде должно поступить от всех принявших наследство.
– Если право собственности на недвижимое имущество уже ранее зарегистрировано в соответствующем порядке, должны ли наследники вновь обращаться в органы государственной регистрации?
– Выдавая свидетельство о праве на наследство в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности либо пожизненном наследуемом владении, нотариус разъясняет наследникам их обязанность до истечения 18-месячного срока со дня открытия наследства обратиться в организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права собственности либо права пожизненного наследуемого владения на унаследованный земельный участок.
Также необходимо обратиться в этот орган за государственной регистрацией перехода прав в отношении жилого дома, квартиры, садового домика, гаража не позднее трех месяцев со дня получения документов, необходимых для оформления прав на жилые помещения.
– Как быть в случаях, если право собственности не было в свое время зарегистрировано…
– Действительно, так бывает, что за некоторыми гражданами права собственности не были зарегистрированы в установленном в порядке. Наследникам в этом случае потребуется обращаться в суд. Законодательством предусмотрены отдельные случаи и правила, когда возможно оформление наследственных прав в отношении такого имущества у нотариуса без обращения в суд (если нет спора). Можно оформить наследственные права у нотариуса, если возведенный жилой дом, изолированное жилое помещение с хозяйственными и иными постройками или без них не зарегистрированы в организации по государственной регистрации, но сведения о нем внесены в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа до 8 мая 2003 года. Документом, подтверждающим право собственности на такое имущество умершего гражданина, является справка исполнительного и распорядительного органа о внесении сведений в похозяйственную книгу.
Также можно получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса, если право собственности за умершим не было зарегистрировано в организации по государственной регистрации на садовый домик, гараж, возведенные до 8 мая 2003 года. В этом случае наследство может быть оформлено на основании справки садоводческого товарищества, гаражного кооператива при условии, что финансирование строительства не осуществлялось гаражным кооперативом. Справка садоводческого товарищества должна быть подписана председателем и подтверждать возведение садового домика членом товарищества с указанием его фамилии, собственного имени, отчества и соответствие этого садового домика проекту организации и застройки. Справка гаражного кооператива должна быть подписана его председателем и подтверждать возведение гаража членом кооператива с указанием его фамилии, собственного имени, отчества, номера гаража, сведений о строительстве гаража за счет средств гражданина и об отсутствии паевых взносов, а также соответствие этого гаража проекту организации и застройки.
Можно обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство и в случае, если возведенный до 8 мая 2003 года жилой дом (изолированное жилое помещение, иное строение), расположенный в городе или в сельском населенном пункте на предоставленном наследодателю в установленном порядке земельном участке, при жизни гражданина не был зарегистрирован в территориальной организации по государственной регистрации и внесен в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа. Оформить такое наследство можно только в случае соответствия этого строения противопожарным, санитарным, экологическим, строительным и иным требованиям к недвижимому имуществу, установленным законодательством. Документом, подтверждающим право собственности умершего гражданина, является справка местного исполнительного и распорядительного органа о возведении такого жилого дома (изолированного жилого помещения, иного строения) с указанием фамилии, собственного имени, отчества наследодателя и соответствии этого строения вышеуказанным требованиям.
Свидетельство о праве на наследство и основанные на нем права в отношении такого имущества подлежат регистрации в органах государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.