Каким мы видим Витебск
На днях общественно-культурная кампания «Будзьма беларусамі!» провела в Витебске ток-шоу «Городская идентичность Витебска: правда и стереотипы». Подискутировать, предложить свои идеи, как сделать Витебск еще привлекательней, пришли люди разных поколений. Все неравнодушные, все патриоты родного города.
Смотреть видеорепортаж Интернет ТВ на vdv-tv.by >>>
Брендинг Витебска: начнем с детского сада?
![]()
Каким мы видим Витебск? Каким его видят туристы, гости города? Это разные вещи, но без первого нет второго. Каждый горожанин должен знать, чем примечателен Витебск, и создавать тот образ, который полюбит сам и который полюбится гостям.
Для этого и нужен бренд города. Не логотип, а целый брендбук, если хотите. В нем собраны все главные особенности, фишки из разных сфер и уровней жизни города, которые делают его особенным, не похожим ни на какой другой. А брендинг – сложный и долгий процесс самоидентификации витеблян.
В то время как в Минске полным ходом идет разработка бренда города, в Витебске только-только делаются первые шаги в этом направлении. На днях общественно-культурная кампания «Будзьма беларусамі!» провела в Витебске ток-шоу «Городская идентичность Витебска: правда и стереотипы». Подискутировать, предложить свои идеи, как сделать Витебск еще привлекательней, пришли люди разных поколений. Все неравнодушные, все патриоты родного города.
Город – целый космос, полотно, сотканное из архитектурных очертаний, урбан-героев, локальных СМИ, культовых мест, городских мифов и многого другого, что влияет на идентичность витебского гражданина. То есть на его симпатии к месту, где он живет, к которому себя относит, ради которого трудится. С чего начать определять эту идентичность? Модератор ток-шоу, Владимир Булавский (координатор кампании «Будзьма беларусамі!» на Витебщине) предложил начать с внешнего облика.
Степан Стурейко, историк, культурный антрополог родом из Гродно, отметил, что Витебск – лидер среди областных городов по скорости перемен в своем облике. И заметил, что даже к новой архитектуре привыкают. Поэтому основой идентичности, по его мнению, являются музеи и фотоальбомы. Например, когда в Витебске появился музей Марка Шагала, он стал важным культурным объектом и дал толчок к новому восприятию города в целом.
А вот мнение редактора портала GorodVitebsk.by Андрея Лапина основывается на личных наблюдениях и маркетинговых подходах. По силе впечатлений Шагала побеждает Аллея славы с танками и самолетами под открытым небом. Также Андрей всегда советует гостям подняться на смотровую башню городской ратуши. Вид, который открывается на центр Витебска, завораживает.
Схожие идеи высказал и Сергей Бабенко, руководитель витебского клуба исторической реконструкции Vargentorn. Он предложил внедрять больше интерактива. Современному человеку неинтересно просто смотреть, ему надо потрогать, попробовать, быть участником, а не зрителем.
![]()
Евгений Колбович, как научный руководитель исторического центра Витебска, рассматривал вопрос с позиции и гражданина, и чиновника. Город у нас разноплановый. Но и люди, которые сюда приезжают, тоже разные. Поэтому сохранять и развивать нужно все приметы идентичности: от архитектурных до технических (например, витебский трамвай). Лично для Евгения Колбовича важно сохранение старого города как примера уникального виленского барокко и развитие всего его ансамбля. И еще один повод для гордости: витебскому ландшафту могут позавидовать многие другие города.
В ходе дискуссии выяснились интересные подробности:
- памятник князю Ольгерду уже находится на стадии создания модели в полный рост;
- только в Витебске есть доска почета Василю Быкову;
- архитекторы города не дают хода проектам, которые не включают создание велопарковки;
- где-то в горисполкоме хранится необычайно интересный документ – проект регенерации Витебска (в нем, например, значится восстановление главной синагоги старого города).
Одним из самых интересных предложений стало введение вместо Дня города в его современном варианте Дня городской печатки, основанного в 1919 году в память о присвоении Витебску магдебургского права и появления своего уникального герба с изображением Иисуса Спасителя.
В общем, как говорил Остап Бендер, лед тронулся! И даже в таком деликатном вопросе, как уличная топонимика, прозвучала идея безболезненного возвращения названий утерянных Верхнего и Нижнего замков. Они могут возродиться в названиях остановок общественного транспорта. Названия прочих важных для Витебска явлений и объектов можно и нужно возвращать через объекты инфраструктурных брендов: кафе, рестораны, сувенирные лавки и магазины. Это даст новую жизнь многим городским легендам.
На ток-шоу были представлены результаты мини-исследования «Восприятие своего города витеблянами», а также своими ассоциациями поделились спикеры. В итоге вырисовалась довольно позитивная картина:
Витебск – это культура и творчество, город вдохновения, витебская художественная школа, Шагал, Малевич, «Славянский базар», IFMC, андеграунд, клуб «Энергия», трамвай, дождь, «Марко» и «Белвест», старик Хоттабыч и многое-многое другое.
![]()
Витебск какой? Зеленый, серый, тихий, творческий, консервативный, спокойный, местечковый, парадоксальный – разный.
Витебск часто сравнивают с Питером, Ригой, называют город европейским, но… не белорусским. Но все же для многих Витебск – это, в первую очередь, дом, родина, место, куда хочется возвращаться.
В обсуждениях различных социальных групп, субкультур, в совместных поисках своей, витебской индивидуальности и уникальной ценности и заключается весь цимус брендинга. Веру в свою уникальность и любовь к городу нужно воспитывать с малых лет. Потому не исключено, что создание спецкурса «Витебсковедения» для заложения основ городской идентичности еще в детском садике совсем не за горами.
Екатерина Варанкова




















