Разговор по мобильному в общественном транспорте - нарушение этикета?

Забавная история произошла как-то с моей подругой. Евгения – преподаватель университета, и периодически ей приходится сталкиваться с крайне нерадивыми учащимися. Однажды ехала приятельница на работу, где предстояло принимать зачет у очередной группы студентов. В той же маршрутке оказался молодой человек, он громко беседовал со своим знакомым по мобильному телефону. «Да, вчера здорово посидели! – рассказывал парень. – Сегодня продолжим? Только вот в универ надо смотаться, сдать зачет по…» Далее прозвучало название дисциплины, основы которой Евгения не первый год старательно вкладывает в головы молодежи. Подруга заинтересовалась и стала слушать внимательнее. Это не составило труда, так как юноша и не пытался понижать голос. «Я, правда, ни на одном занятии не был, и вчера, сам понимаешь, не до учебы оказалось, – продолжал он. – Но, говорят, наша преподша – тетка не вредная, да и предмет не особо сложный, чего-нибудь наплету».
Думаю, читатели уже догадались, чем все закончилось. Молодой человек, конечно, не обратил внимание на соседей по маршрутке. А зря, ведь той самой «преподшей» была моя приятельница. И на зачете она произнесла проникновенную речь о том, как нехорошо громко разговаривать в общественном транспорте. Думается, отправленный на пересдачу парень усвоил эту нехитрую истину…
Однако это частный случай. А можно ли что-то сделать в масштабах общества? Да, мир меняется стремительно. Когда-то для наших бабушек и дедушек диковинкой был даже цветной телевизор, а нынешние дети в большинстве своем не могут представить жизни без него и любимых мультиков. Не так давно компьютер считался предметом роскоши и особой гордости, а теперь им старается обзавестись каждая семья. И почти не верится в то, что еще лет пятнадцать назад у нас не было мобильных телефонов. Чтобы обсудить последние новости, интересную книгу или кинофильм, собирались вечерами во дворах. Теперь же это проще сделать по пути домой, на тренировку или в магазин. С одной стороны, замечательно, что связь стала столь доступной. С другой – возникает вопрос: не отстает ли развитие нашей внутренней культуры от технического прогресса? Видимо, проблемы все же есть, раз в редакцию приходят письма на эту тему.
«Люди, которые пользуются мобильниками, не видят и не слышат ничего вокруг, – рассуждает минчанка Светлана Русакович в своем послании, посвященном поведению молодежи в общественном транспорте, – их не интересуют стоящие рядом старики и дети, как и создаваемый их техникой лишний шум… Из навязанных телефонных разговоров приходится слышать и сплетни, и оскорбления кого-то».
Справедливости ради замечу, что так некорректно ведут себя люди самого разного возраста. И как бороться с подобным поведением? Светлана Ивановна предлагает разместить в салонах специальные знаки с перечеркнутым мобильным телефоном. Может быть, кому-то они действительно напомнили бы о том, что громкие разговоры мешают окружающим. Но, мне кажется, проблему таким образом не решить. Эти рисунки в первую очередь повлияют как раз на людей, которые и без того стараются вести себя корректно. А вот телефонные болтуны, скорее всего, проигнорируют данный призыв. Сами посудите: передние сиденья в общественном транспорте всегда помечают символами, говорящими, что это места для инвалидов и пассажиров с детьми. И разве все выполняют предписание? Если для мамы с ребенком либо для старушки место и освобождают, то не из-за рисунка, а потому, что с малых лет в сознание вложено: в такой ситуации воспитанный здоровый человек сидеть не будет.
Возможно, учитывая веяния времени, стоило бы в перечень обязательных для каждого человека правил поведения добавить новые. К примеру, в общественном транспорте или магазине не разговаривать громко по телефону, тише делать музыку, если ты в наушниках, чтобы слышать окружающих. И с раннего детства заучивать с детьми эти несложные требования: в детском саду, школе. Но в первую очередь – в семье, поскольку именно там закладываются основы нашей личной культуры.




















