Исследование: нарушают ли водители маршруток?
Корреспондент "Вiтьбiчы" с сотрудниками ГАИ исследовали в Витебске состояние популярного городского транспорта.
Прежде чем отправиться в рейд, целью которого было выявление нарушений водителями маршрутных такси, начинаю вспоминать, сколько раз за последнее время наблюдал, как в салоне и на подножках микроавтобусов пассажиры ехали стоя, а потом падали при резком торможении. А как-то был свидетелем того, что, не дождавшись, пока все займут места, таксист резко отъехал от остановки, и женщина с тяжелыми сумками рухнула, не дойдя до сиденья. Пассажиры помогли подняться… Неоднократно приходилось ехать в знойный день на дачу в забитой стоящими пассажирами маршрутке и завидовать тому, у кого место рядом с форточкой, или протискиваться, задевая других, через узкие проходы переоборудованных умельцами ради пары дополнительных мест «газелей». На переднем месте в маршрутке я и вовсе не сажусь: чтобы наблюдать спокойно, как иной водитель отсчитывает сдачу, курит, разговаривает по телефону и при этом пытается следить за дорогой, нужно иметь поистине железные нервы.
Как досконально изучить состояние салона, а также зафиксировать все нарушения шофера? Наибольший эффект — если делать это в роли пассажира. Мы с сотрудником управления ГАИ капитаном милиции Сергеем Шидловским возле Южного рынка сели в микроавтобус, следующий по маршруту №57-Т.
— За последние лет пять парк маршруток значительно улучшился: появилось больше современных автомобилей с просторными салонами, автоматическими дверьми, встречаются даже с кнопками для просьбы остановки, — замечает С.Шидловский, едва мы выехали на улицу Терешковой. — Хотя есть и такие машины, из которых чуть ли болты не сыплются, зачастую в этом вина водителей, которые ездят небрежно и спустя рукава относятся к автомобилю. К слову, без техосмотра сейчас ездить практически никто не рискует.
На пересечении улиц Терешковой и «Правды» водитель допускает первое нарушение: на перекрестке перестраивается из крайнего правого ряда во второй. Инспектор фиксирует время и место нарушения.
— А вот и одно из наиболее распространенных нарушений — разговор по мобильному телефону, — замечает Сергей Шидловский, когда водитель, миновав поворот на проспект Фрунзе, отвечает по сотовому.
По словам инспектора, нарушения связаны с тем, что отдельные водители, преимущественно молодые, имеют малый опыт работы, а отсюда и отсутствие надлежащего профессионализма. Есть и такие, кто не обладает необходимыми морально-деловыми качествами, не догадывается, что есть правила взаимной вежливости. К тому же, не каждый имеющий права на управление автотранспортными средствами по своим психофизиологическим данным способен работать водителем маршрутного такси. Все это надо учитывать нанимателям.
Пересечение улиц Титова и 14-й Полоцкой маршрутка преодолевает на красный сигнал светофора! А в поселке Кировский водитель высадил пассажиров в неустановленном месте. К слову, до остановки нужно было проехать от силы метров 15. Уже на конечной мы представились шоферу, и тут же подъехал госавтоинспектор Виталий Глячков.
Водитель маршрутки согласился с тем, что совершил нарушения правил дорожного движения. Штраф оформили на месте, четыре нарушения «потянули» на 720 тысяч рублей, что при среднем дневном доходе водителя — 300 тысяч рублей — весьма существенно. Как оказалось, Валерий работает водителем маршрутки всего два месяца, и пока единственным нарушением было превышение скорости.
Уже направляясь в Витебск, госавтоинспекторы зафиксировали нарушение правил проезда перекрестка водителем маршрутки №55. Тот вины своей отрицать не стал, и оплатил штраф на месте — одну базовую величину, 180 тысяч рублей.
— Агрессивная манера вождения водителей маршрутных такси, вызванная конкуренцией, борьбой за пассажира на дороге и стремлением совершить как можно больше поездок, зачастую является причиной нарушений правил дорожного движения, — замечает В.Глячков. — В первую очередь — несоблюдение скоростного режима. Случается, что маршрутки не пропускают пешеходов на переходах. Гонятся за максимальной прибылью, сквозь пальцы смотрят на то, что в салон набиваются пассажиры, вынужденные стоять в пути.
Вскоре привлек внимание инспекторов микроавтобус маршрута №99: водитель нарушил одно из правил маневрирования при перестроении — не включил сигнал поворотника. На конечной остановке Виталий Глячков проверил комплектацию маршрутки: запасный выход, наличие аптечки, огнетушителя, после чего выписал штраф за нарушение ПДД — 180 тысяч рублей.
— Случается, что водитель не соглашается с нарушением, говорит на повышенных тонах, тогда приходится проводить экспертизу, доказывать, это занимает много времени. Но осуществляем такие проверки водителей маршрутных такси систематически, ведь главное — безопасность пассажиров, — отметил в завершение рейда В.Глячков.
Во время рейда мы не сталкивались с перевозкой стоящих пассажиров, возможно, сказывается то, что сейчас отпускная пора и людей в городе меньше, чем обычно. Но в час пик, как свидетельствуют инспекторы, это нарушение фиксируется часто. В то же время есть категория граждан, которые не реагируют на замечания водителей маршруток и едут стоя. Потому пассажирам нужно самим позаботиться о безопасности и не «подставлять» водителей маршруток.
Всего за этот рейд тремя группами сотрудников ГАИ было зафиксировано 17 нарушений. И многие из них — это угроза безопасности пассажиров. Маршрутки уже прочно вошли в сферу транспортного обслуживания и часто очень облегчают нашу жизнь. Осталось только научиться ездить по правилам, и желательно — всегда…
Расписание транспорта в Витебске>>>
Дмитрий Конохов