О чем молчит реклама?
Уже не первая лекция проекта «Наука вне себя в Витебске» прошла в стенах «Витебской областной научно-технической библиотеки». На этот раз Тарабуко Наталья Игоревна, доцент кафедры дизайна и моды ВГТУ, рассказала всем желающим о такой незнакомой для нас науке – семиотике и символах, встречающихся в рекламе. Мероприятие посетили больше сорока человек, а тем, кто не смог прийти на воркшоп 15 апреля, мы предлагаем почитать наш текст.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. О знаках, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни, на это указывает их присутствие в литературе, кино, изобразительном искусстве и в повседневном общении. Мы постоянно испытываем влияние знаков и пытаемся понять их смысл на подсознательном уровне, даже в простых попытках интерпретировать чужое поведение. Основоположником семиотики считается американский философ и логик Чарльз Пирс.
«Реклама хороша любая, кроме скучной».
Но в этот раз мы попытались разобраться, как семиотика используется в рекламе. Яркие заголовки, изображения – средства, через которые она на нас воздействует, скрытые образы, побуждающие купить тот или иной товар. И если картинка несет какие-либо сигналы и знаки, то они обязательно будут запечатлены и восприняты.
«Основное назначение рекламы – быть понятной. Она должна донести до покупателя нужные эмоции».
Наталья Игоревна говорит о мифах и стереотипах рекламы. Например, классические образы чаще ассоциируются с высокой ценой и, следовательно, качеством, в то же время реклама всем известного бренда Coca-Cola нацелена на создание атмосферы праздника и домашнего уюта, что тоже находит своего потребителя.
«Если реклама вам не нравится, то скорее всего вы не ее целевая аудитория».
Символами могут являться не только геометрические фигуры, текст, но и люди, например, Че Гевара - олицетворение борьбы и свободы. На то, как мы воспринимаем тот или иной товар, влияет также цвет. Кофе в упаковке коричневых оттенков будет казаться нам крепче, а в красной – ароматней.
Почему нам, потребителям рекламы, необходимо знать, как она работает?
- Чтобы правильно делать свой выбор. Ведь человек часто подвержен эмоциям и выбирает неосознанно. Зная, как работает реклама, мы можем более сознательно подходить к выбору товара, быть избирательнее, подбирать цену и качество, которые нас устраивают.
Какое значение имеет семиотика в рекламе?
- Можно сказать, что определяющее. Потому что реклама построена на коде – системе знаков, будь то шрифт, образ или модель. И конечно семиотика определяет какие именно коды мы используем, какие мифы или стереотипы выбираем.
Как в дальнейшем на ваш взгляд будет меняться реклама и какие изменения уже произошли?
- С моей точки зрения реклама должна быть гуманистической. Во-первых, не обманывать людей, не преувеличивать значение каких-либо продуктов и оправдывать наши ожидания. Реклама носит коммерческий характер, и хорошей считается та, что продает свой товар. Сегодня она сильно ушла в интернет, например, Digital-маркетинг, в мультимедиа, использует все средства воздействия. Чем больше реклама влияет на сознание и подсознание, тем больше эффект. Многие упаковки темнеют, когда вышел срок годности. То есть появляются новые возможности для рекламы и в гаджетах, и на самих продуктах.
Проект «Наука вне себя» - это цикл научных лекций, инициированных общественной организацией «Молодежный образовательный центр «Фиальта», в Витебске проводится при поддержке общественной организации "Христианское содружество взрослых и молодых" (YМСА Витебск). Это пространство для получения знаний вне стен школ, университетов, лабораторий или офисов, это интересные темы и доступный язык, дискуссии и неформальное общение с экспертами.
Курсы и тренинги в Витебске>>>