В Витебске открыли выставку XIII ЧУDO СВЕТА с самыми необычными картинами
12 ноября в Витебском художественном музее открылась выставка дизайнера Александра Вышки XIII ЧУDO СВЕТА l i g h t v o l u m e. Это портал в параллельный мир, волшебная кроличья нора, где, как в Стране чудес, предметы и то, чем они кажутся — это не всегда одно и то же.
Экспонаты выставки «XIII ЧУDO СВЕТА l i g h t v o l u m e» меняют вид в зависимости от освещения. Выставка успела поездить по всему миру, а отдельные ее части гостили в парижском Лувре. В этом году из-за эпидемии витебское «чудо света» не успело добраться до Берлина. «L i g h t v o l u m e» — это уникальное направление, аналогов которому нет в мире.
«Если в Витебске спрашивать о художниках, то после имени Шагала и Малевича вам назовут имя Александра Вышки» — так на открытии коротко и емко описали заслуги автора параллельных миров.
После слов о том, что художник — явление загадочное, сам Александр Вышка добавил, что в Беларуси это загадка вдвойне и высказался о другой стороне своего творчества — дизайнерской.
«Дизайн в Беларуси асоциален. Страшно звучит, правда? А знаете почему? Потому что дизайн призван делать мир лучше. А там, где существуют ГОСТы 61-го года, мир лучше делать невозможно — все равно ничего не прокатит. И поэтому, чтобы мы не делали, мы сразу становимся как бы да, оппозицией: что, тебе больше всех надо? Что ты вообще, куда лезешь? И так хорошо! И вот это я слышу на каждом шагу».
Несмотря на все сопутствующие события, на открытии выставки в художественном музее призвали жить и радоваться жизни, пусть сейчас это будет трудно.
О некоторых объектах «XIII Чуда света», по просьбам гостей, Александр Вышка рассказывал отдельно. Например, о серии «Хранителей», которые появились благодаря Каунасу, городу-побратиму Витебска, где есть музей Жмуйдзинавичюса с коллекцией чертей.
«У него была замечательная страсть — он коллекционировал чертей. И ему привозили чертей со всего мира. Тогда сказали, что давайте мы с телевизионного завода что-нибудь в Каунас сделаем, так сказать, в подарок черта из Витебска. Сначала предложили одному художнику, и он сделал черта из всяких радиодеталей — все-таки телевизоры, все понятно — но получались роботы. Ну, а потом предложили мне попробовать».
«Я подошел к машине, которая печатает пластиковые формы. А перед тем, как она выходит на определенную температуру, то делает прогоны. И когда я подошел к этому металлическому ящику, из которого торчали вот эти вот все «бяки»… Я посмотрел, думаю — Господи, это же Клондайк! Мне было позволено вынести эти пластические предметы для своей мастерской, чтобы там начинать творить. И вот так появились эти персонажи. Один из них был с крыльями, его я и отвез в Каунас. А дальше получилось так, что они висели у меня в мастерской, и там столько всего видели, что появился Хранитель тайн, Хранитель времени и Хранитель огня».
Кстати, именно благодаря Александру Вышке у витебского телезавода появилась всем известная эмблема в виде витязя на коне, стилизованной «Погони».
На открытии гостям дали попробовать и самим порисовать светом, где вместо кисточки использовали обычный фонарик смартфона — выглядело как настоящее волшебство. Как именно, можно посмотреть на видео.