Теперь — без «липы»
Не нужны больше ПЦР-тест, сертификат о вакцинации, а самое главное — веские причины для въезда в соседнюю страну: родственные связи с гражданами России, липовые справки для лечения… Сколько было неприятных историй, когда пассажиров на контроле высаживали из автобуса. Даже серые коридоры успели образоваться. Слышал историю, как в кузове грузовика ночью по бездорожью через союзный кордон перебрасывали весьма почтенных белорусских «нелегалов», спешивших на самолет в московский аэропорт.
Теперь все по-прежнему, как в доковидные времена? Решил проверить и заодно разведать, как западные санкции осложняют (или облегчают) жизнь путешествующему по союзной территории.
Ходят ли троллейбусы в Москву?
Отправляюсь в будний день. Легковых машин на дороге меньше, но фуры не исчезли. Забегая вперед, скажу, что перед Москвой, когда появляются пробки и движение замедляется, догнал колонну белорусских грузовиков из Витебска, Бреста… На грузовых платформах в Москву везут троллейбусы «Белкоммунмаша». Торговые отношения между Беларусью и Россией — палочка-выручалочка в период экономических санкций. Попадаются «дальнобои» с польскими номерами — все же везут товары из Евросоюза. Сжечь все экономические мосты легко на словах, на деле пояса придется затянуть и бюргерам из западных стран.
«Олимпийка» местами трясет — то ямка, то заплатка на асфальте. Перед поездкой потратился на починку подвески, ремонт на бис — так себе идея… Приходится шнырять из полосы в полосу.
Горючая тема
Ближе к границе, а у некоторых еще на старте появляется мысль: где выгоднее дозаправиться? Пятнашку литров движок уже скушал, если потерпеть и залить под горловину на российской стороне, рубля три сэкономлю. Но я сворачиваю на белорусскую заправку! Неизвестно, как встретят банковский пластик российские терминалы. Visa и MasterCard в анабиозе. Заменить их пытается система «Мир», я сделал такую карточку, но в банке честно предупредили: может не сработать. Так и случилось в первый же вечер при заселении в гостиницу. Выручил неприкосновенный запас налички. Слава богу, в другие дни казус не повторился, на автозаправках, в музеях, магазинах система «Мир» работала исправно.
Завершая топливную тему, без всякого рекламного умысла сообщу, что заправлялся в России на заправках известных компаний. Тут меньше вероятность залить губительный для двигателя коктейль.
«Зеленые» — за «зеленую карту»
Примета приграничья — офисы страховщиков вдоль дороги. Машине с белорусскими номерами положена «зеленая карта» с отметкой RU. Я застраховал гражданскую ответственность еще в Минске, но не обошлось без загвоздки. Международная система, в которую включены более 40 стран, требует оплаты в валюте. За 15 дней пребывания в России надо выложить 10 евро. Предварительно позвонив в две компании, узнал, что рублевой картой рассчитаться не получится, «несите наличку!» — европейский червонец или 11 долларов. Выручил обменник, а кредитка госбанка действительно не сработала. В пути такие заморочки — потеря времени и испорченное настроение. Поэтому с улыбкой и «зеленой картой» в бардачке уверенно приближаюсь к российскому шлагбауму.
Никакого заслона на самом деле нет. Вспомнил, как на заре союзного строительства Президент Беларуси Александр Лукашенко и премьер-министр России Виктор Черномырдин торжественно убирали с дороги символический шлагбаум между странами. Примерно в этом районе справа и слева от трассы нынче казино с отелями и ресторанами. Изгнанный в 2009-м из России игорный бизнес эмигрировал в Синеокую. Не каждая азартная птица долетит до Минска, для нетерпеливых — короткая дистанция, опять же, в Смоленск пешком можно вернуться, если коня проиграешь…
Нет шлагбаума, есть блинчики
Пограничный терминал обустроен не так сурово, как при въезде в ЕС, но потоки легковых и грузовых автомобилей разведены. В крайнем левом ряду у разделительного барьера поджидает контролер в камуфляже и желтом светоотражающем жилете с надписью «ПС ФСБ», то есть погранслужба. Не выходя из машины, показал ему страничку паспорта с фотографией. Страж заглянул в салон, искать в багажнике нелегальных пассажиров не стал и дежурно махнул рукой — проезжай! Процедура заняла полминуты. Световое табло «Добро пожаловать в Российскую Федерацию» не обмануло. Оставшийся путь до Москвы преодолеваем не так резво, как белорусский участок автобана. Разрешенная скорость уже не 120, а 90 км/ч, в населенных пунктах 60 км/ч, приходится кланяться светофорам на перекрестках. В общем, на скоростную трассу не похоже. Зато справа и слева лесополоса ограждена сеткой-рабицей — вероятность столкнуться с лосем поменьше. Мелькают непривычные названия кафе: вместо «Смаженка» или «Цiкава» видим «Блинчики», «Помпончик»…
Ограничения для въезда в Россию на личном автотранспорте действительно отменены. Если не заглядывать в эпоху до 2014 года, когда не было вообще никакого контроля и в Смоленскую область въезжали так же, как в Могилёвскую или Витебскую…
В районе Одинцово появляются пробки, можно свернуть на платную дорогу. Воспользовался этим на обратном пути, да и то, честно говоря, по оплошности: не съехал вовремя на трассу-дублер. Был выходной, москвичи массово выезжали за город, и сэкономленное на скоростном участке время авансом потратил в длинной очереди за билетом.