Реклама в городе
Отношение к рекламе всегда было неоднозначным. Этот «двигатель прогресса» неустанно прерывает любимые сериалы, спамит почтовые ящики, а теперь еще смело «расхаживает» по улицам нашего города. Билборды, растяжки, баннеры, световые короба, вывески — далеко не полный перечень объектов наружной рекламы. И мы не можем не признать, что она стала частью городского дизайна.
Оттеняет кварталы
Первые щиты появились еще в Древнем Египте. На них размещалась афиша или информация о награде за поимку беглых рабов. Сегодня наружная реклама в европейских городах — самый дешевый и распространенный способ продвижения товаров и услуг. Это неудивительно, ведь ее каждый день видят представители всех социальных групп: от школьников и пенсионеров — до менеджеров и владельцев крупных корпораций.
В Нью-Йорке и Токио билборды и баннеры своим дизайном подчеркивают имидж городских кварталов. Для наружной рекламы в престижном спальном микрорайоне подбирается сочетание респектабельных красных и золотых цветов, в местах скопления объектов развлечений, ресторанов и баров преобладают вывески с элементами граффити. Цветовая гамма растяжек, как правило, подбирается под тон зданий: она не вносит диссонанс в городскую колористику.
Зависит от задач
Конечно, Витебску еще далеко до такого изящного декора. Но изготовление и размещение наружной рекламы в нашем городе тоже подчинено определенным правилам, в том числе и эстетическим.
По словам директора коммунального производственного унитарного предприятия «Витебскреклама» Дениса Мизурова, город располагает 1431-й официально зарегистрированной рекламной конструкцией, 530 из них — щитовые конструкции разного формата, на которых размещается сменная реклама, 81 конструкция с динамической сменой сюжета (призмы, скроллы). Сегодня заполнение рекламных площадей составляет 60 — 70% и напрямую зависит от активности операторов — рекламных агентов.
Каждая наружная реклама имеет свою целевую аудиторию и определенные параметры. Какой ее вид предпочтет рекламодатель, напрямую зависит от поставленных задач. Вывеска, например, обладает «долгоиграющим эффектом» и выгодно представляет товарный знак. Краткосрочные акции лучше всего анонсирует растяжка в центре города. Крупные компании и предприятия предпочитают каждый месяц менять сюжеты своих баннеров и билбордов, чтобы не примелькаться.
Отвечает закону
Чаще всего на городских билбордах, баннерах и растяжках можно увидеть бренды сотовых операторов и республиканских торговых сетей. Витебск и область представляют местные предприятия и организации, сфера услуг. Больше всего наружной рекламы сконцентрировано в центре города, на выездных магистралях, в местах расположения крупных продовольственных магазинов.
С 2013 года полномочия по согласованию внешнего вида рекламной конструкции, ее эстетичности и места расположения переданы отделу архитектуры и градостроительства Витебского горисполкома. Ранее эту функцию выполняло областное управление торговли и услуг.
К слову, с этого года введены штрафные санкции за незаконное размещение рекламы. Если раньше ответственность за это правонарушение ограничивалась только предписанием, теперь недобросовестный рекламодатель заплатит штраф — от 20 до 50 базовых величин.
— Облик города напрямую влияет на то, где и как будет размещаться наружная реклама, — подчеркивает Денис Мизуров. — Скажем, Новополоцк идеален для растяжек на домах, поскольку там одна центральная улица с многоэтажками проходит через весь город. Архитектура Витебска другая. У большинства наших зданий глухие фасады, которые не просматриваются и находятся далеко от дороги. Поэтому у нас не так много растяжек на зданиях — больше билбордов, баннеров.
Говорит с обществом
Закон рекламного пространства — площади не должны пустовать. Если недостаточно коммерческой рекламы, свободное место займет социальная. Ее облик и размещение тоже проходят процедуру согласования, только уже в межведомственном совете при Министерстве торговли.

Приблизительно 30% рекламных площадей нашего города сейчас занимает социальная реклама. Любопытно, что результаты социологических исследований говорят о довольно низкой оценке белорусами ее качества: треть опрошенных не считают такую рекламу эффективной.
Смотрит в будущее
Какое развитие получит наружная реклама в городском интерьере? Денис Мизуров рассказал, что планируется «пустить» под установку рекламных конструкций улицы Гагарина, Ленинградскую, Титова, М. Горького, «освоить» Пролетарскую площадь. Вместе с тем разгрузить центр города от баннеров и билбордов больших размеров. Они будут заменены на современные более компактные конструкции европейского ситиформата — 1,2 на 1,8 м.
— Выручка от размещения наружной рекламы идет в бюджет города, — подчеркнул Денис Владимирович. — Поэтому мы заинтересованы не наращивать новые рекламные площади, а максимально использовать имеющиеся, модернизировать и привлекать новые технологии: активно применять светодиоды, экраны. К тому же важным по-прежнему остается сохранение баланса наружной рекламы и архитектурного плана города, чистых фасадов и изящного декора.
Автор Анна Серебренникова.
Газета "Твой город"




















