«Профессиональные безработные»: зачем работать, если государство платит пособия?! или Что такое социальное иждевенчество

Постепенно, но необратимо изменяется общественное мнение о тех, кто решил посвятить себя домашнему труду: хорошая хозяйка – настоящее сокровище, и если семья может себе его позволить, за домочадцев остается только порадоваться. Вследствие эмансипации даже «домохозяины» стали появляться.
Откровенно говоря, мой типично славянский менталитет против новомодного веяния протестует, тем не менее у него тоже, наверное, есть право на существование. Наконец, я лично ничего не имею против иждивенцев на содержании любящих и не обремененных финансовыми проблемами родственников: их образ жизни – приватное семейное дело. Однако у любой медали имеется обратная сторона. Что делать, если наследство от богатенькой бразильской тетушки, как говорится, «не светит», дорожка Робин Гуда и Остапа Бендера не привлекает (можно ведь и в местах не столь отдаленных в одночасье оказаться), заработать нужную сумму самостоятельно не получается, а жить хоть немного лучше и веселей ох как охота? На паперть пойти за «приработком» совестно, но вот попросить о финансовой «подпитке» государство – почему бы и нет? Социальное иждивенчество – не надуманная, а вполне реальная и серьезная проблема, затрагивающая в широком понимании все сферы жизни общества. В разговоре со специалистами городской службы занятости мы коснулись только одного из наиболее острых ее аспектов.
Профессия: безработный
Если кто-то теряет рабочее место и не может трудоустроиться, ему как никогда нужны помощь и поддержка. Согласно действующему законодательству в течение 6 месяцев служба занятости подыскивает безработному вакансии по специальности с уровнем заработной платы не менее 10 процентов от той, что он получал до увольнения. По истечении этого срока гражданину, которому не подошло ни одно из предложений, рекомендуют пройти переподготовку по востребованным в регионе профессиям. А еще через полгода подходящим признается и временный заработок. Казалось бы, в успехе поиска должен быть заинтересован сам безработный, но…
— Одной из причин неоднократных обращений в службу занятости является, прежде всего, не оказание содействия в трудоустройстве, а получение различного рода социальных льгот, — рассказывает начальник отдела содействия трудоустройству управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома Татьяна Солдатова. У нас есть такие случаи (и они, к сожалению, не единичны), когда безработный отказывается от всех предложений подряд. Получив справку, подтверждающую статус безработного, за которой стоит оказание государственной адресной социальной помощи, граждане ищут различные предлоги для того, чтобы не трудиться. Иначе говоря, официально демонстрируя свои нулевые официальные доходы, живут на иждивении у государства.
За примерами далеко ходить не нужно. Так, Петра Иванова (имена и фамилии «профессиональных безработных» изменены. – Авт.) неоднократно трудоустраивали. Проработав 1-2 дня, мужчина увольнялся, не забыв при этом разослать куда можно жалобы на нанимателя и сотрудников службы занятости. Может, гражданину действительно что-то мешало нормально выполнять свои трудовые обязанности? Иванов до сих пор уверен, что так и есть. После увольнения «перспективный кадр» заранее выставлял «райдер» для очередного нанимателя: мол, он даст согласие на трудоустройство, если предварительно аттестуют его будущее рабочее место на предмет отсутствия повышенного шума и пыли, а еще ему должны оплатить проездной билет на общественный транспорт, учитывая его сложное материальное положение. Неудивительно, что шокированные работодатели от такого «подарка» были не в восторге. А обманутый в лучших ожиданиях Иванов снова брел в службу занятости, каждый раз демонстрируя «желание трудоустроиться».
«Что, вам жалко дать справку?»
— Чтобы рассчитывать на получение социальных льгот, безработный гражданин должен выполнить ряд условий, — продолжает Татьяна Солдатова. – Прежде всего, участвовать в поиске работы и в оплачиваемых общественных работах, своевременно обращаться по выданным направлениям на работу. Так, молодой безработный папа зарегистрировался в службе занятости, обязанности безработного не выполнял, но претендовал на выделение бесплатного детского питания для ребенка. После того, как ему было отказано в этом (по причине имевших место нарушений), перешел на шантаж: «Вы все равно напишете в справке, что нарушений законодательства о занятости не было, иначе я найду куда пожаловаться!».
Еще один «камень преткновения» — оформление досрочной пенсии. Напомним, основанием для досрочного выхода на пенсию является уважительная причина увольнения и общий трудовой стаж (для мужчин не менее 38 лет, для женщин не менее 33). Только в случае отсутствия возможностей трудоустройства принимается решение о досрочном выходе на пенсию.
— Мы прилагаем все усилия, чтобы каждый обратившийся в службу занятости гражданин нашел работу. А для этого есть все возможности, — заверяет Татьяна Солдатова. — Во-первых, ежегодно горисполкомом принимается решение по бронированию в организациях города рабочих мест для трудоустройства социально незащищенных категорий граждан, к которой относятся и граждане предпенсионного возраста (для мужчин – 58 лет, женщин – 53). В случае отказа нанимателями в приеме на работу им выставляются штрафные санкции.
«Одинокие» и «малоимущие»
Безработные мамы и папы, которые относятся к неполным семьям (разведены либо имеют статус одинокого родителя), нередко возмущаются размером пособия. Оно и в самом деле невелико: для граждан, которые не работают более года, это 1 базовая величина (базовая величина составляет 100 000 рублей), если за последние 12 месяцев человек получал доход не менее 12 календарных недель, — 2 базовые величины. Плюс индексация и компенсация, которая определена правительством – всего получается порядка 250-270 тысяч рублей. Вместе с тем некоторые из них категорически не принимают никаких предложений о работе.
— В соответствии с действующим законодательством безработным, совокупный доход которых на каждого члена семьи не превышает бюджет прожиточного минимума (с 01.11.2012 г. 880 030 рублей), может быть оказана материальная помощь в размере от одной до шести базовых величин. Помощь, конечно, небольшая, но ведь в критических ситуациях и она – подспорье. И вот приходит на прием родитель, слушает рекомендации, какие документы нужно предоставить, а потом устраивает скандал: «Да как вы посмели!». То есть помощь воспринимает как личное оскорбление. Но при этом, не имея официального дохода, предоставляет справки о платном обучении в вузе, — делится впечатлениями заведующий сектором по работе с социально-незащищенной категорией граждан Светлана Жагуло. — Невольно возникают подозрения, что данный гражданин где-то подрабатывает, официально не оформив трудовые отношения. Ни для кого не секрет, что за прилавками на рынках нередко стоят люди, которые не имеют подтвержденного документами отношения к торговле – у них нет свидетельств индивидуальных предпринимателей, их родственниками они тоже не являются. Получая заработную плату «в конверте», не отчисляют налоги в Фонд социальной защиты населения, не думая о том, что когда-то придет время пенсионного возраста. В связи с этим мы вносили предложения о пересмотре подхода к получению различного рода выплат, вне зависимости от статуса безработного.
Эх, папы…
— Когда на учет становятся многодетные мамы, это понятно – у них малыши, требующие внимания, им необходимы детские пособия и адресная помощь, — считает Светлана Жагуло. — А многодетные папы иногда вакансиями не интересуются вообще.
Так, Валентин Еременко, если верить документам, вообще ни разу нигде не трудился. Мужчина 1976 года рождения, имеющий на иждивении троих малолетних детей, зарегистрировался как впервые ищущий работу. И сходу заявил: под чужим началом «пахать» не хочет, собирается открыть собственное дело. Остановка за государственной субсидией. Для безработных она составляет 11 бюджетов прожиточного минимума (на сегодняшний день — 9 миллионов 680 тысяч 330 рублей). Витебчанину было отказано: ведь основанием для предоставления данной помощи является отсутствие возможности трудоустройства.
И отдельная «грустная песня» – отцы, не желающие выплачивать алименты. Статус безработного для них – удобное прикрытие: удержания алиментов из пособия по безработице мизерные – от 70 до 140 тысяч рублей. Главное, создать видимость активного поиска работы. Здесь любые комментарии, пожалуй, излишни. Эх, папы…
* * *
И последнее. На сегодняшний день через службу занятости найти работу несложно: количество вакансий превышает количество официальных безработных. То есть, безработицы в области вообще быть не должно…




















