Проверок станет меньше? Вступили в силу поправки в указ о контрольной (надзорной) деятельности

Основные новации документа прокомментировал председатель Комитета госконтроля Беларуси Александр Якобсон во время общения с журналистами республиканских и областных СМИ посредством видео-конференц-связи. Таким способом он решил еще раз призвать деловую общественность обратить внимание на новый этап совершенствования контроля и надзора в нашей стране.
Так, указ №332 сократил круг контролирующих органов, которые будут иметь право на проведение проверок. В частности, структурные подразделения государственных органов будут вправе от своего имени назначать и проводить проверки, только если они имеют статус юридического лица.
Также изменяется периодичность назначения плановых проверок. Данный указ предусматривает дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство. При отсутствии нарушений у таких субъектов хозяйствования проверки будут проводиться не чаще одного раза в пять лет независимо от того, к какой группе риска они относятся. А срок для назначения плановой проверки будет исчисляться контролирующим (надзорным) органом со дня окончания предыдущей плановой проверки, проведенной не только этим органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). В результате исключена возможность проведения множества проверок одного субъекта в рамках системы (вертикали) одного и того же контролирующего (надзорного) органа. Проще говоря, хождения проверяющих друг за другом прекратятся.
– Президент неоднократно обращал внимание, что все проверки в стране необходимо привести к общему знаменателю, и, как он выразился, контролер, милиционер, прокурор должны идти туда, где есть для них работа, а не приходить и не искать эту работу, – отметил Александр Якобсон. – Поэтому основная деятельность контролирующих и надзорных органов должна быть направлена на аналитику, предупреждение и профилактику нарушений и только потом – на наказание. Контролирующим и надзорным органам придется пересмотреть свои подходы к выполнению возложенных на них функций и работать на предупреждение и профилактику правонарушений.
При этом эффективность контроля в стране, несмотря на его либерализацию, не должна быть снижена. Особенно по таким направлениям, как борьба с лжепредпринимательством, использование средств бюджета и госсобственности, реализация крупных инвестпроектов, внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, промышленный и строительный комплекс, транспорт, банки, потребительский рынок, сфера услуг, социальная сфера. Что касается непосредственно проверок, то они будут назначаться в тех отраслях и в тех субъектах, где действительно есть серьезные экономические проблемы и системные нарушения.
Надо сказать, что новый законодательный акт определил более жесткие процедурные требования к проверяющим при проведении проверок и реализации их материалов, усилил ответственность должностных лиц за нарушение порядка назначений проведения проверок. В частности установлено, что признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена, ее незамедлительное прекращение. Исключение составляют случаи выявления в ходе проверок фактов, указывающих на признаки преступления. В случае, если будут установлены нарушения при назначении проверки и ее проведении, не будут внесены сведения в книгу учета проверок, меры административной ответственности, а они достаточно серьезные – до 100 базовых величин, — к виновным должностным лицам будут применяться органами Комитета госконтроля и судами вне зависимости от факта признания проверки незаконной.
Кроме того, дополнительные полномочия предоставлены Комитету госконтроля и его областным структурам. Они наделены правом самостоятельно исключать из координационных планов контрольной и надзорной деятельности не соответствующие требованиям законодательства проверки любого контролирующего или надзорного органа.
– Как превентивная форма контроля вводятся мониторинги, – поясняет новации указа Александр Серафимович. – И здесь основная цель не наказание, а выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, своевременное их устранение и недопущения впредь. Если же умышленно допускаются серьезные нарушения, игнорируются требования законодательства, то виновные будут отвечать по всей строгости закона.




















