Владимир Лапин: «Креативная экономика — зарабатывать деньги, используя и продвигая идеи…»
Необходимым условием для устойчивого развития современных городов является формирование креативного сектора. О городе и креативной экономике беседуем с Владимиром Лапиным — генеральным директором информационно-консалтинговой ассоциации «Город Витебск и компания», руководителем городского портала GorodVitebsk.by.
Подробнее в подкасте URBAN ID #4.
— Владимир, как считаете, у Витебска есть закрепленный образ, бренд?
— Да. Первое правило бренда — у него должна быть легенда. У Витебска есть такая распространенная легенда, что город основала княгиня Ольга в 974 году. Но как показали исследования, Витебск гораздо старше, и первое его название Кривитебск. Это было поселение кривичей в устье реки Витьбы.
Кроме легенды, у бренда есть атрибуты. Например, герб Витебска уникален в своем роде. По крайней мере я не знаю других гербов города, на которых изображен лик Христа.
Опять же мы часто слышим, что Витебск — культурная, фестивальная, северная столица Беларуси. И это тоже неслучайно.
Исторически на протяжении 17 лет Витебск был официальной столицей Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Это тоже дает возможность для создания современных легенд и рекламы города. Одним словом, творческий потенциал есть.
Портал GorodVitebsk.by 15 лет работает в области креативной экономики. Мы занимаемся продвижением города с помощью интернет-технологий. Я обратил внимание, что по ключевым запросам «витебск город», «витебск музей», «славянский базар» всегда хорошая выдача.
Интерес к Витебску есть, его нужно информационно поддерживать. Мы делали презентационный фильм по городу: более 50 тыс. просмотров русскоязычной версии, более 5 тыс. — англоязычной, и положительные комментарии.
— У нас несколько высших и средне-специальных учебных заведений готовят художников, дизайнеров. Многие горожане вовлечены в творческую сферу. Получается, Витебск может стать местом, где креативная экономика приносит доход. Тем не менее, мне кажется, город недостаточно раскрывает свой потенциал и не продает бренды, которыми обладает. Что думаете по этому поводу?
— Нашел в интернете интересную формулировку: город — уникальная совокупность продуктов, сбыт которых нужно информационно стимулировать. И для этого есть все возможности.
Необязательно ограничиваться одним порталом, сайтом. Сейчас все ведут соцсети, и через них тоже идет эффективная реклама.
Если говорить о «Славянском базаре», у бренда огромный потенциал. Местная промышленность уже подхватила логотип фестиваля — василек, — и сделала его экономическим брендом «новые витебские экопродукты». Продвижению форума способствуют интернет-сервисы по продаже билетов.
Насколько эффективной будет фестивальная неделя для креативной экономики, зависит от активности бизнеса — от качества размещения гостей, питания, развлекательной программы, шоппинга, туристических продуктов и оздоровительных услуг.
Для зарубежной аудитории Витебск — это город Марка Шагала. «Шагаловские дни» могли бы стать актуальным брендом города.
— Но «Шагаловские дни» — это научно-практическая конференция, узкое мероприятие для искусствоведов. Мне кажется, по теме Шагала нужно добавить что-то легкое, коммерческое. Возможно, перформансы, пленэры, аукционы, продажи картин витебских художников. Такое мероприятие могло бы стать большим креативным событием…
— Конечно, тема Марка Шагала, как и Пэна, Малевича, Репина, еще не до конца раскручена. У бренда «витебские художники» — тоже огромный потенциал. И как в случае с другими брендами, чтобы его раскрыть, важно объединить усилия и заинтересованность власти, бизнеса и общества.
— Все должно начинаться с власти или с бизнеса? Как объединить эти усилия, чтобы найти точку соприкосновения, которая помогла бы сделать прорыв в сторону креативной экономики?
— Не все зависит от власти или возможностей бизнеса. Продвижение города начинается с потребностей и воли горожан. Каждому времени свои потребности и возможности.
Конечно, в Витебске учат на художников, но учат и на сапожников. И судя по раскрученности, художественные бренды уступают обувным — «Белвесту» и «Марко».
Хороший пример креативной экономики показывает витебский дизайнер и художник Александр Вышка. Он еще и предприниматель, у него своя студия. Молодежи можно посоветовать пробовать себя в разных направлениях, экспериментировать, творить.
— В городах сейчас все меньше востребован неквалифицированный труд, расширяется сфера информационных технологий и автоматизации процессов. Для города важен специалист, который приносит штучный результат. Это по сути и есть креативная экономика. Что поможет городу сделать шаг навстречу ей?
— Креативная экономика — это экономика идей. Зарабатывать деньги, используя и продвигая идеи. Этому надо учить и в школе, и в университете.
Насколько я знаю, в наших вузах появляются новые специальности, связанные с IT, программированием, моделированием, коммуникативным дизайном. Движение к креативной экономике есть.
Творческая идея необязательно должна быть глобальный.
Например, в старом здании на улице Толстого создали арт-пространство как аналог парижского улея.
Можно по-новому задействовать имеющиеся ресурсы. Это тоже креатив. Площадка Летнего амфитеатра используется для проведения инвест-форума, других концертных программ.
Туристическую зону можно расширить, выйдя за пределы старого города и района Задвинья. В планах использовать территорию парка Мазурино. Там есть пляж, карусели, прокат спортивного и игрового инвентаря, появился веревочный городок.
Сейчас важно инвестировать не только деньги, но и свое время. Это может сделать каждый из нас.
— Говорят, люди — новая нефть и нужно инвестировать в их потенциал. Если горожанин вкладывает свои идеи, время, образование, творчество в городское развитие — это продвигает креативную индустрию и экономику. И здесь очень важно информационное сопровождение…
— Совершенно верно. У каждого есть смартфон. Сейчас это пульс жизни, и он в наших руках. Многие люди и компании ведут влоги. Советую всем посмотреть влог украинского маркетингового агентства FEDORIV — Fedoriv vlog. Подписываюсь под их девизом: создавай, что угодно, что угодно, но создавай. Выбирай, что тебя драйвит, пробуй, мечтай оцифрованно. Если таким девизом руководствоваться, все у нас получится, и Витебск просто расцветет.