Подходы к ведению бизнеса уже никогда не будут прежними!
Чего только не происходило за последние пару лет с витебскими компаниями! После того, как для многих из них, российский рынок стал уже не таким доступным и прибыльным, позиции пошатнулись. Собственники и руководители бизнесов начали судорожно искать пути того, как если не заработать, то хотя бы много не потерять!
И поскольку оптимизировать производство или выходить на новые рынки умели не все, то самым очевидным решением казалось сокращение штата и увольнение кого-то, чей вклад в успех предприятия на первый взгляд казался не таким очевидным.
Большинство современных руководителей начинали в 1990-х. Их креативные идеи названий, вывесок и рекламных слоганов в газетах зачастую вызывали восторг всех знакомых и близких. Да и покупали тогда практически всё!
Фото носит иллюстративный характер (http://moscowchronology.ru)
И поэтому они с недоверием относились к молодым ребятам, которые составляли штат относительно недавно появившегося отдела маркетинга, и постоянно говорили о важности таких сложных и дорогостоящих маркетинговых исследований, различных моделях анализа и инструментах статистики, о позиционировании и создании бренда.
«С маркетингом уж как-нибудь справлюсь сам» - подумали взрослые белорусские бизнесмены, прошедшие и огонь и воду и медные трубы и либо уволили свой отдел маркетинга либо перевели сотрудников на другие, более ответственные задачи.
На каких-то предприятиях эта схема может быть и сработала. Мы будем очень рады получить комментарии читателей по поводу того, как тот или иной бизнес выкарабкался за счет таланта и креативного подхода собственника, взявшего в большинстве случаев маркетинговый штурвал в свои руки.
Однако в стандартном цивилизованном мире международного бизнеса такой подход однозначно не то, чтобы не в тренде, а зачастую просто убийственен для компании.
Согласно данных британского Королевского Института Маркетинга (CIM), в самом тяжелом для европейского бизнеса 2009 году, первое, чем озаботились крупнейшие мировые компании – это маркетинговое планирование и внедрение новых методик управления качеством и новых моделей анализа.
В большинстве случаев, это привело даже к увеличению маркетинговых бюджетов. Но одновременно с этим, те компании, которые уделили этим процессам особое внимание, стали настоящими лидерами рынков.
В 2016 году белорусский бизнес однозначно понял, что так, как было раньше, - уже не будет никогда. Многие компании и предприятия просто не выдержали нынешних условий и либо обанкротились, либо закрылись. Остальные поняли, что надо что-то срочно менять.
И в большинстве случаев это «что-то» относится именно к области маркетинга.
- необходимо искать новые рынки сбыта
- необходимо выделять бюджеты на полноценные маркетинговые исследования
- необходимо чётко понимать методики ценообразования
- необходимо чувствовать потребность рынков в новых продуктах
- необходимо уметь создавать бренды
И, разумеется, отдельно стоит упомянуть такое относительно новое поле деятельности для белорусского маркетинга, как Интернет и мобильные устройства.
У каждого современного предприятия должна быть стратегия цифрового маркетинга, сотрудники должны быть знакомы с современными методами работы онлайн, базовыми инструментами и их интеграцией в систему общих маркетинговых коммуникаций компании.
По данным портала www.marketing.by, если в 2010 году доля интернета в общем объеме рекламных затрат составляла только 8%, то сейчас это цифра почти 35%. И рынок интернет-рекламы ежегодно растет.
В 2015 году на размещение онлайн-рекламы в нашей стране потрачено в целом 27,9 млн евро. Об этом Myfin.by сообщили в IAB Europe, которая ежегодно публикует обзор данного рынка в 27 странах AdEx Benchmark.
Рост по сравнению с прошлым годом составил около 12 процентов, что почти в два раза больше, чем 6,8 процента 2015 года.
По этому показателю мы медленно, но верно приближаемся к Европе, где средний прирост составляет 13-15%.
Но для того, чтобы замахиваться на амбициозные планы по выходу на новые европейские и мировые рынки, созданию конкурентных брендов и успешному внедрению цифрового маркетинга, нужны квалифицированные специалисты!
И это не просто должны быть ребята с пониманием экономики и подвешенным языком. Предприятиям нужны специалисты-маркетологи «полного цикла», которые сами могут понять и оценить, достаточно ли у них знаний или компетенций для решения тех или иных задач. И, что еще более важно, они должны четко и аргументированно донести до руководства, на какие задачи нужно на временной или постоянной основе привлекать более узких специалистов либо в отдел маркетинга либо на аутсорс.
Таких специалистов на рынке труда нашей страны к сожалению очень мало. Но есть возможности для их обучения или повышения квалификации.
Уже упомянутый выше Chartered Institute of Marketing (CIM), который является самым крупным в мире объединением маркетологов и насчитывает более 60 000 членов в 130 странах мира, уже более 15 лет сотрудничает в Беларуси с Бизнес-школой ИПМ и предлагает квалификационные программы и курсы по маркетингу разных уровней.
Более 1500 человек из разных отраслей бизнеса Беларуси стали за эти годы выпускниками этих программ.
В витебском представительстве Бизнес-школы ИПМ для маркетологов и тех, кто хочет ими стать, повысив свои шансы на получение хорошей работы, уже в ближайшее время в стартует программа «Маркетинг-профессионал».
Выпускники программы будут обладать разнообразными и системными знаниями в области маркетинга, практическими навыками работы с маркетинговой информацией, получат прикладной пакет современных инструментов по организации коммуникаций с потребителями.
И, конечно, программа «Маркетинг-профессионал» создана в соответствии со стандартами Королевского Института Маркетинга (CIM) и квалификационными требованиями Европейского Союза.
Остается только надеяться на то, что появление на витебском рынке труда новых профессиональных маркетологов, позволит вывести продукцию наших предприятий на новые рынки сбыта, создать новые продукты и бренды, качественно захватить цифровой рынок.
Удачи вам, маркетологи!