Свет нашего города
Урбанистика

Сегодня в центре внимания нашей постоянной рубрики «Урбанистика» — уличное освещение.
Из истории уличных фонарей
Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. Их стали вывешивать по распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу.
Первая система городского уличного освещения была создана еще в XVII веке в Амстердаме. Проект предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, которые использовались до 1840 года.
В Витебске в сентябре 1899 года по договору с думой АО «Витебский трамвай» впервые ввело городское электроосвещение. На центральных улицах было установлено 100 дуговых фонарей силой тока в 9 ампер. Рассчитаны они были на 200 часов работы в год, поэтому использовались очень экономно. О том, как освещался наш город до появления электричества, можно узнать из книги витебского этнографа и фольклориста Н. Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска». Вот что он пишет: «В то время, когда гулянье на бульварах и загородных местах прекращалось за наступающей темнотой, шоссейные улицы продолжали служить гуляющим до весьма позднего срока, потому что они аккуратно и относительно сносно освещались уличными фонарями, каковому освещению в Витебске положено начало еще в 1827 году. С 1860 года на весь город было распространено освещение спирто-скипидарным маслом, оно удерживалось вплоть до освещения городских улиц керосином. Но и в это время город весьма часто освещался, подобно дням оным, свечами («сморчками»), специально для фонарей приготовленными: обыкновенно они горели тускло, коптили, фонарные стекла сплавлялись, гасли от ветра или же уносились обывателями на домашние нужды».
А звезд-то не видно!
Согласно последним исследованиям европейских ученых, в современных городах слишком много света, что приводит к световому загрязнению. При изучении темы уличного освещения на глаза попались снимки, на которых в городах-мегаполисах «выключили» весь свет… Вернее, свет выключил Тьерри Коэн, фотограф из Парижа, который считается одним из пионеров цифровой фотографии. С 2010 года он посвятил себя проекту «Темные города», в рамках которого делает изображения, как бы выглядели в ночное время крупные города мира, если бы их освещало только звёздное небо. Можно сказать, что этот проект возвращает горожанам звездное небо как неотъемлемую часть культуры человечества.
Сейчас затраты на электроэнергию для освещения в мировом масштабе составляют приблизительно 19% от всего потребления электричества, поэтому ученые предлагают создать глобальную систему освещения, которая сможет значительно уменьшить потребление электричества в Европе. Предпочтение планируется отдать светодиодам, ведь именно они могут помочь сохранить 85% электроэнергии. Поставлена цель к 2020 году перевести все общественное освещение на светодиодные источники.
Освещение освещению рознь
Использование уличного освещения в нашей стране, в том числе и Витебске, регулируется СНиП 23-05-95, который был изменен в 2011 году с целью разрешения широкого применения светодиодной техники.
Так, для освещения магистралей, кольцевых и других крупных автодорог используются фонари с рефлектором, который концентрирует свет в направлении автодороги. Мощность лампы составляет 250 — 400 Ватт. Фонари устанавливаются на достаточно большой высоте для того, чтобы опоры можно было располагать на большом расстоянии друг от друга. Это позволяет использовать лампы большой мощности без рассеивателей. Для освещения второстепенных дорог используется как рефлекторное, так и рассеянное освещение. Фонари снабжаются рельефным прозрачным плафоном, рассеивающим лучи на дальнее расстояние. Мощность таких ламп составляет 70 — 250 Ватт.
Для освещения пешеходных тротуаров, парков, лесов, велосипедных дорожек и остановок общественного транспорта используются фонари с плафонами, рассеивающими лучи (в форме шара, цилиндра). Для большего рассеивания лучей света на плафоны цилиндрической формы устанавливаются прозрачные кольца, имеющие рельефную форму. Мощность используемых в таких фонарях ламп составляет 40 — 125 Ватт, в зависимости от дистанции между фонарями.
Помимо этого, в городе есть еще и информационная подсветка номеров домов, дорожных знаков, наружной рекламы. Используются как информационные объекты с внутренней подсветкой, так и подсветка специальными лампами и прожекторами.
Достаточно длительное время подземные переходы в нашем городе освещались люминесцентными лампами с защитной решеткой. В 2008 году они ушли в прошлое, как слишком легкая «добыча» для вандалов. Затем город перешел на антивандальные светильники, которые делают в Лиде.
Светлана ЛЮБОЧКА. Газета «Твой Город».




















