Сделка с учениками, или РЕПОРТАЖ о приемах молодых педагогов из Витебска
В педагогической семье Гимназии №5 г. Витебска имени И.И. Людникова 83 увлеченных своим делом учителя. При рассказе о них директора Александра Киселева переполняет гордость: в учреждении образования рука об руку работают опытные и молодые высококвалифицированные специалисты, ученики которых показывают достойные результаты на конкурсах и олимпиадах различных уровней. Помимо профессионализма, результативность и мотивация - главные компоненты уравнения успешности. Заслуженных учителей здесь не торопятся отправлять на пенсию: они ведут факультативы, кружки, становятся неисчерпаемым источником мудрости для новичков. Сегодня в гимназии около 10% молодых педагогов со стажем до трех лет, наставники, которые уже имеют категории и победы областного уровня. Они поделились с корреспондентом БЕЛТА своими приемами и методиками.
Надежда Рудницкая не понаслышке знала с ранних лет о том, что призвание учителя высокое и благородное. Прабабушка окончила педагогический колледж, но посвятила свою жизнь детям. Дедушка преподавал физику, трудовое обучение, черчение и физкультуру, а перед пенсией работал в художественной школе. Мама - педагог начальных классов. Вот и Надежда, учитель начальной школы, уверенно продолжает педагогическую династию. Причем делает это творчески и от души. Весь 3 "Г" увлеченно следит за каждым ее движением и впитывает новые темы в игровой форме. Даже на уроках русского языка Надежда Игоревна разрешает ребятам рисовать в тетради, а во время физкультминутки в ход идет дидактический метод. "Топнем, если в слове все согласные твердые. Хлопнем, если они мягкие", - призывает учитель, а дети, выполняя, с легкостью запоминают новое.
Внимание класса девушка привлекает одной фразой: "Дети, это вам так пригодится в жизни!" Тут же спинки выпрямляются, а взгляд малышей устремляется на нее. А для активной работы - обратная связь и так называемый проблемный метод, когда решение ребенок пытается найти сам. Знания, которые дети обретают, делая собственные выводы, более прочные, чем полученные от учителя в готовом виде, считает педагог. "Я учусь у детей их непосредственности, доброте. Когда они меня огорчают, делают все, чтобы поднять мне настроение. Иногда такие реплики слышу! "Надежда Игоревна, посмотрите в окошко, какая красивая природа", - с улыбкой делится Надежда Рудницкая.
Она постоянно использует в работе все технические возможности гимназии и свои. На урок подготовит презентацию, слайды или обучающие программы для использования интерактивной доски. После занятий дополняет свой аккаунт в "Инстаграме", где делится рабочими моментами и не только еще со времен отпуска по уходу за ребенком. "Декрет - это дело хорошее, но скучное", - шутит педагог. "Хотелось себя чувствовать не просто мамой, но человеком, полезным обществу", - дополняет она. Девушка долго вынашивала идеи, чем бы заняться: пробовала вышивку, вязание, но искала что-то "более глобальное". Так выбор и пал на любимое дело, которое получается лучше всего. На профессиональной страничке Надежда обменивается опытом с коллегами, рассылает и получает материалы, детям сама создает читательские дневники и рабочие листы. Среди подписчиков - ее ученики и их родители. Кстати, именно об "Инстаграме" как о сетевом сообществе современных педагогов статья Надежды Рудницкой, опубликованная в сборнике республиканской конференции "Компетенции педагога XXI века", прошедшей в прошлом учебном году.
Учитель начальных классов может похвастаться огромным количеством достижений, много публикуется в профессиональных СМИ. "Подготовила победителей международной олимпиады "Инфоурок", призеров республиканских конкурсов "Журавлик", "Кенгуру" и "Пчелка", является куратором международной онлайн-олимпиады по ментальной арифметике "Абакус". Кстати, первую категорию Надежда Игоревна получала досрочно. Сама она об этом не скажет, скромничает", - рассказывает об успехах молодого педагога Александр Киселев.
В ближайшие годы число учеников Надежды Рудницкой наверняка увеличится - девушка планирует стать методистом и помогать молодым педагогам влиться в работу.
На звание совершенного учителя, которого еще описывал Толстой, судя по всему, смело может претендовать и учитель химии и биологии Александра Ладычина. Двадцать одно солнышко - так она отзывается о 8 "В", классное руководство над которым с ответственностью взяла в этом сентябре. Молодой специалист получает удовольствие от работы, а именно когда видит реакцию на подготовленный урок - это для нее исключительно ценно.
"Когда смотришь на человека, сразу понимаешь, что это не экономист, не журналист, не врач, а учитель, - перед знакомством корреспондента БЕЛТА с девушкой поясняет директор. - Невероятный уровень погружения в профессию, обладает пониманием, что должен делать современный педагог, и умением выстроить работу так, что дети сами хотят заниматься. Сами просят о дополнительных занятиях, готовы приходить в любое свободное время, чтобы сделать с учителем то, что не входит в обычную программу".
В классе Александры Ладычиной особая химическая атмосфера, она еле уловима для посторонних - обстановка строгости и уважения. Хотя молодой специалист считает себя добрым педагогом, который обретет требовательность и жесткость лишь со временем. С некоторыми учениками она была знакома с прошлого года, с гимназией - почти всю жизнь. Александра окончила ее в 2018 году, училась в профильном классе педагогической направленности. На последнем курсе Витебского государственного университета имени П.М. Машерова девушка совмещала пары в вузе с работой в родном учебном заведении. 19 часов в неделю поначалу давались с трудом. Первые дни предательски подводил голос, сначала дрожа, а затем и вовсе пропадая. "Со временем я научилась в классе вести себя так, как бы сама хотела, чтобы держался мой педагог. Много смотрела на уроки коллег, определяла важное, - вспоминает Александра Ладычина. - И все это дало хороший результат. В этом году я провела первый урок, и он состоялся. У меня был уже поставленный голос и понимание всех задач".
Дисциплины молодой учитель химии добивается уже при первой встрече с подростками. По ее словам, она элементарно разъясняет, чего будет требовать от ребят и что они получат взамен. Своеобразная сделка получается. Ведь важно, чтобы дети могли мотивироваться, достигать целей, а в частности, на предстоящих олимпиадах творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Особенно в химии, где то самое решение задач - не просто формула, а всегда логика. "Когда применяешь новые подходы, детям проще усваивать тему. Им очень нравятся QR-коды для домашних заданий, опыты, эксперименты в классе. На мультиборде можно показать, как выглядят элементы, и сравнить, продемонстрировать то, что дети не представляют. Например, атом. Ребятам поначалу сложно понять, насколько мельчайших размеров он может быть. То же самое с молекулой, веществом", - говорит педагог.
Настольная литература классного руководителя 5 "Б" Татьяны Заяц в основном на иностранных языках. Молодой специалист уже месяц преподает в гимназии №5 английский, а теперь и французский. Также воспитанники учреждения могут изучать испанский или немецкий. "Один из самых перспективных учителей английского языка в образовательном пространстве Витебска. Сама неоднократно побеждала в олимпиадах по предмету", - рассказывает о Татьяне Заяц директор гимназии, особенно отмечая ее подход к гражданско-патриотическому воспитанию.
Как признается выпускница Полоцкого государственного университета, она всегда ладила с детьми, а они к ней тянулись. Сейчас девушка создает для ребят всевозможные викторины на педагогических платформах, использует программы с носителями языка. А акцент всегда старается делать на Витебске, дополняя новые темы фактами о родном городе. Обсуждая достопримечательности на английском, класс составил виртуальный маршрут по областному центру. И, как планируется, в ближайшее время дружный 5 "Б" посетит все отобранные локации.
Педагогическую династию продолжает и директор Александр Киселев. Его старший брат Константин руководит витебской гимназией №2, супруга - преподаватель в колледже. Сам Александр Леонидович не оставляет учительское дело - ведет математику в одном из классов. "Руководитель никогда не должен забывать, что такое хлеб учителя. Он должен понимать современных деток, знать программу, видеть, как меняются учебники, каким образом можно реализовать государственные задачи в текущей работе и за счет чего он может привить любовь к своему Первомайскому району, городу, области и стране. Поверьте, даже в математике - очень точной науке - можно составить задачу таким образом, чтобы детки, решив ее, узнали что-то новое о Витебске, Беларуси или ее истории", - говорит Александр Киселев.
Он шутит, что родителям учеников гимназии №5 Витебска повезло. Многодетный папа-директор еще десятилетия будет знать, что такое собирать ребенка в школу, насколько волнующие праздники для родителей, бабушек и дедушек 1 сентября, выпускной и поступление. Старшая дочь во втором классе, сын ходит в детский сад, а младшей всего 10 месяцев. Так что руководитель намерен держать руку на пульсе и одновременно с родителями других учеников решать одни и те же задачи. "Мы должны знать, что слушают современные дети, в какие игры они играют, - отмечает Александр Киселев. - Мы должны сами чувствовать, как их отвлечь от телефона, других гаджетов, и показать, что учеба - это здорово".