STEM-образование: будущее за учителями нового формата
Управляемые устройства и модели как элементы разработанного STEM-занятия представили педагоги в региональном центре педагогического STEM-образования Парка высоких технологий (ПВТ) при Витебском областном институте развития образования (ВОИРО).
STEM — это аббревиатура от слов Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (инженерия), Mathematics (математика). STEM-образование предлагает систему междисциплинарных знаний для проектной работы в области научных и инженерных технологий.
Активная инновационная и экспериментальная деятельность учителей Витебской области формирует потребность в новых знаниях и повышенный спрос на обучение современным образовательным технологиям. Поэтому и выбор в качестве учебной площадки ВОИРО является неслучайным.
– Курсы повышения квалификации для педагогических работников учреждений прошли у нас впервые. Педагоги познакомились с основными идеями STEM-образования и возможностями их реализации в средней школе, овладели навыками программирования микроэлектроники, моделирования, образовательной робототехники, – рассказала методист центра Ольга Лазинская. – STEM-центр создан с целью приобщения педагогов к современным коммуникационным и инженерным технологиям в образовании. Акцент делается на интеграции технологий, так как составляющими STEM-обучения являются: инженерное проектирование, компьютерная грамотность, проектная деятельность, междисциплинарность. Все это способствует формированию и развитию критического мышления, навыков инженерного моделирования у детей. Поэтому необходимо в первую очередь дать базовую подготовку учителям для того, чтобы они могли организовать работу с учащимися с учетом идей STEM-подхода.
В STEM-центре отметили, что легоконструирование и робототехника способны привлечь внимание детей, заинтересовать их на уроке и вызвать мотивацию.
– Одна из представленных моделей – крокодил-конструктор, с помощью которого учащиеся могут изучать биологию, химию, экологию, географию, фольклор и даже иностранные языки. Особенно интересно учащимся работать с моделями, которые они создают самостоятельно, – рассказала Ольга Лазинская.
На курсах педагоги освоили программирование с помощью micro:bit – это одноплатный микропроцессор, с помощью которого можно программировать, оживлять то, что собрано руками.
– Помимо роботизированных моделей запрограммировали micro:bit на определение интенсивности освещенности. Если на микропроцессоре загорается веселый смайл – это означает, что света достаточно, грустный – освещения не хватает, – отметила Ольга Васильевна. – Еще одна модель – измеритель влажности почвы, дающий возможность растению послать сигнал о том, что его нужно полить или, наоборот, почва достаточно влажная.
Также в STEM-центре отметили, что сегодня нужно думать о том, как помочь учащимся лучше подготовиться к выбору профессии. Так как завтрашний день неразрывно связан с высокотехнологичным производством всех наук.
Современные учебные лаборатории и STEM-классы созданы и оборудованы резидентами ПВТ во многих населенных пунктах Витебской области: Орше, Докшицах, Новополоцке, Глубоком, Лиозно, Шарковщине, Дубровно и др.