Представители Витебской области завоевали 4 главные награды молодёжного проекта «100 идей для Беларуси»
Представители нашей области в финале 9-го республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» взяли четыре главные награды.
Полный зал участников и экспертов, долгие беседы опытных специалистов и начинающих инноваторов, жаркие конструктивные споры, дельные советы, дух не соперничества, но сопереживания, нарастающее волнение, сбывшиеся ожидания, триумф победителей – так, пожалуй, можно описать атмосферу, царившую на финале проекта «100 идей для Беларуси». Попасть сюда – уже почетно для каждого из финалистов, это означает, что еще на региональных этапах конкурса их разработки произвели впечатление на жюри. И все-таки победитель может быть лишь один, вернее – по одному в каждой из 10 номинаций двух возрастных категорий.
Учащиеся Витебского филиала Белорусской академии связи Никита Кудинов, Илья Иванов и Денис Сусалко не оставили шансов ребятам из других команд и стали лучшими в номинации «Промышленные и строительные технологии и производство». Их «Жестобот» представляет собой робота (пока в игровом варианте), которым можно управлять при помощи специального наручного браслета. Такой способ манипулирования механизмом поможет спасательным службам, строителям, специальным отрядам в условиях, где проведение работ сопряжено с повышенным риском или куда человеку нет доступа. Для финала ребята модернизировали модель: добавили управляемую лапу с двухпальцевым хватом, увеличили мощность двигателя, расширили ходовую часть. Они рассказали, что их проектом интересовались многие эксперты и зрители, задавали немало вопросов, что удивило молодых разработчиков. В будущем они хотели бы наладить серийное производство жестобота.
Андрей Черноморцев из СШ №1 Дубровно озаботился проблемой сохранения и использования энергии, которая остается в выбрасываемых пальчиковых батарейках. Без пяти минут выпускник школы, перспективный молодой изобретатель считает, что нужно не просто собирать и утилизировать отработавшие свое элементы питания, но и выкачивать из них остаточную энергию, накапливать в специальном устройстве и загружать в аккумулятор. Андрей сконструировал приставку к обычному контейнеру для батареек, которая как раз этим и занимается. По подсчетам дубровенца, аккумулятора, работающего на остаточной энергии, хватит для освещения комнаты, подзарядки любых устройств, что значительно сэкономит потребляемую электроэнергию, а значит, и сбережет бюджет.
Доцент Полоцкого государственного университета Юлия Булавка предложила полимер-модификатор для дорожных битумов, который отличается рядом конкурентных преимуществ, прежде всего доступностью исходного сырья (отходы нефтехимического производства) и, соответственно, стоимостью.
Студенты Витебского государственного университета имени П. Машерова Александр Шидловский и Диана Бирюкова создали более дешевый и легкий аналог умной трости для людей золотого возраста и всех нуждающихся в помощи. На нее можно опираться при ходьбе, она также служит средством оповещения об экстренной ситуации: при нажатии на тревожную кнопку родным приходит SMS с координатами попавшего в беду человека. Помимо этого, трость оснащена фонариком, подает сигнал, напоминающий о необходимости принять лекарство, «расскажет» о погоде, изменении пульса своего обладателя. От уже имеющейся умной трости разработка витебских студентов отличается более доступной ценой, а значит, сможет появиться в арсенале пенсионеров, любящих в одиночку совершать променад по улицам города и в его окрестностях.
А вот лично мое внимания привлекла еще одна команда школьников из Дубровно. Их медицинский робот-офтальмолог «Доктор глаз» – разработка для проверки зрения. Устройство может с успехом применяться для самодиагностики: нужно всего лишь нажать одну кнопку. Анастасия Котикова и Павел Корнеев рекомендуют сверстникам и всем взрослым заботиться о своем зрении, поменьше сидеть у экранов гаджетов и телевизоров, а побольше гулять на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
Победителями финала «100 идей для Беларуси» из более 100 участников стали 20 проектов школьников, студентов и молодых ученых – по одному в 10 номинациях двух возрастных категорий.