Что влияет на здоровье школьников

Семья, система образования и здравоохранение могут и обязаны существенно увеличить долю своего вклада в здоровье школьников. Об этом было заявлено на пресс-конференции, которая состоялась в Витебской городской центральной детской поликлинике.
Выполняя Национальную программу демографической безопасности, Витебщина достигла хороших показателей по росту рождаемости и снижению детской смертности. Но как сказал заместитель главного врача центральной поликлиники Владимир Шиндеров, проблемой остается заболеваемость детей, в том числе школьников. По-прежнему на первом месте болезни органов дыхания, на втором – зрения, на третьем – пищеварения и на четвертом – травмы, отравления. Причем динамика их такова, что с возрастом уменьшается число здоровых детей, а число школьников, имеющих хроническое заболевание, растет. Например, сколиоз к 9-му классу количественно увеличивается в 9,9 раза!
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников, назвала главный внештатный педиатр управления здравоохранения облисполкома Людмила Яцко. Среди них – слишком раннее начало дошкольного систематического образования ребенка; чрезмерные учебные нагрузки, в том числе домашними заданиями, на выполнение которых более половины учащихся тратит до 4 часов (!), и высокая «планка» для поступления в вузы; перегрузка учебных программ и учебников материалом, который не соответствует возрастным возможностям ребенка; занятия во вторую смену классов с углубленным изучением предметов; нерациональное проведение контрольных работ; сокращение перемен…
Плюс чрезмерное увлечение детей компьютером и телевидением. У школьников, особенно гимназистов, нет времени на прогулки. Менее часа в день бывают на свежем воздухе 32% детей, занимается спортом лишь каждый второй. Среди нарушений режима дня школьников и недостаточная длительность сна, которой страдают 90% детей. После выходных с хорошим самочувствием идут в школу 60% учащихся.
«Медики, педагоги и родители должны осознать свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья школьников», – сказала главный педиатр. Хотя в последние годы многое сделано по улучшению условий и организации учебно-воспитательного процесса, но проблемные вопросы остаются. В частности, это касается укрепления материально-технической базы школьных пищеблоков: около 25% их нуждается в капитальном ремонте, почти 70% – в замене технологического оборудования. Не хватает современных компьютеров. Учреждения образования обеспечены спортивным оборудованием и инвентарем на 85%, стадионами – на 38% (остальные – мини-стадионы). Потребность в замене учебной мебели выполняется на 65%, а в организацию школьного питания слабо внедряются прогрессивные методы.
На пресс-конференции врач-офтальмолог Татьяна Матюк рассказала о детской близорукости, а ортопед-травматолог Ольга Пилипенко – о нарушениях осанки школьников. Руководитель Центра здоровья молодежи поликлиники Людмила Карлова сообщила, что подростки могут бесплатно обратиться сюда, в том числе анонимно, с любой своей проблемой. В центре работают психолог, гинеколог, уролог, «телефон доверия» для детей – 22-24-71.Главный педиатр области Л. Яцко советует родителям, как помочь школьнику сохранить и укрепить здоровье:
Разнообразное сбалансированное питание. Все нужные организму вещества присутствуют в мясо-молочных продуктах, рыбе, яйцах, овощах, фруктах и крупах.
Режим питания. Первый завтрак дома и второй, во время большой перемены в школе, должны быть горячими и включать продукты, богатые белками (творог, мясо, яйца), а также овощи и фрукты. Обед – из трех блюд, ужин.
Сон не менее 10 часов для младших школьников и 8,5 – для старших. Ежедневно не менее 2,5-3 часов активного отдыха на свежем воздухе. Запретите просмотр телевизора и компьютерные игры перед сном.
Личная гигиена предполагает приобретение с детства с помощью родителей навыков ухода за своим телом в повседневной жизни.
Позитивное психологическое поведение. Важно научить ребенка с детства понимать и уважать правила общежития, следовать им и тем самым сохранить свое здоровье.
Профилактика вредных привычек и сексуальное поведение, не наносящее вред здоровью. Личным примером родители должны доказывать, что настоящие человеческие ценности не в сиюминутных удовольствиях, а в семье и вере в добро.




















