Как примирить велосипедистов, пешеходов и автомобилистов?
– Велосипедистов, едущих по крайней правой полосе проезжей части, автомобилисты не жалуют, мол, позарился на чужое пространство. А когда катишься по тротуару, на тебя волком смотрят пешеходы, – поделился витебчанин Сергей Лупач, который на двухколесном транспорте и до работы добирается, и путешествует.
– Так от них не знаешь, чего ожидать: поедут прямо или вдруг вздумают повернуть налево, бывает, что создают аварийные ситуации, – комментирует водитель со стажем Андрей Горбунов.
А от имени пешеходов могу с уверенностью сказать, что порой действительно становится не по себе, когда гуляешь с ребенком по тротуару, и вдруг мимо тебя, не посигналив, проносится велосипедист. А если бы мы шагнули немного вбок?
Как же можно примирить три стороны? На первый взгляд, есть простое решение. Там, где возможно, сделать изолированные велодорожки или хотя бы на тротуаре или пешеходной дорожке нанести соответствующую разметку. А еще было бы хорошо прорисовать на проезжей части положенный велосипедисту метр. Ну и, конечно, установить дорожный знак «Велосипедная дорожка».
– У нас же люди даже замечать не будут эти знаки! – убежден Сергей Лупач.
Да, в этом я удостоверилась лично, когда отправилась на проспект Победы в Витебске, где совсем недавно сделали дорожную разметку на тротуаре. Вместе с велосипедисткой Екатериной Петровой нам пришлось обратить внимание двух женщин на то, что стоят они на велодорожке рядом со знаком, который и не заметили.
– Ездить по проезжей части я не рискую: там теснят автобусы, машины, а предъявить какие-то претензии сложно: положенный по правилам метр дороги не обозначен, и очень трудно доказать, что автомобиль пересек эту границу, ведь глазомер – штука ненадежная, – отметила Катя. – Хорошо, что хотя бы здесь уже не нужно лавировать между людьми. Будет здорово, если такие дорожки сделают по всему городу!
Так что же для этого нужно? Как пояснил главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства Витебского горисполкома Вячеслав Ласский, чтобы провести разделительную линию на тротуаре, проезжей части или сделать изолированную велодорожку, должно быть решение, которое принимается владельцами автомобильных дорог и улиц по согласованию с управлением ГАИ. После делается проект с учетом требований ТКП, выбирается один из его вариантов, определяется заказчик, источник финансирования, и заказ выполняется.
– На 2015 год на эти мероприятия в бюджете ничего не запланировано, – уточнил Вячеслав Робертович.
Но, тем не менее, на данный момент утвержден список улиц областного центра, где возможно устройство велосипедных дорожек: проспекты Строителей, Московский, Людникова, Победы, улицы Белобородова, Воинов-интернационалистов, Чкалова (р-н Медцентра), Терешковой, Герцена и улицы микрорайонов Билево.
– На новых улицах велосипедные дорожки предусматриваются проектом изначально, – добавил Вячеслав Ласский.
Но это все на перспективу, когда появится финансирование. А пока в области оборудованы 35 велосипедных дорожек. И это только начало.
Как отметили в областной ГАИ, чтобы велосипедисты, автомобилисты и пешеходы смогли лучше понять друг друга, первое, что необходимо, – всем выполнять Правила дорожного движения.
В первую очередь, не стоит забывать, что без сопровождения взрослых движение велосипедистов, не достигших 14-летнего возраста, по проезжей части дороги запрещено, а на пешеходном переходе велосипедист должен спешиться и вести двухколесного друга рядом с собой. И уж само собой велосипед должен иметь исправную тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида.
Также важно помнить, что при движении в темное время суток при недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – красный фонарь, а с каждой боковой стороны – световозвращатели оранжевого цвета.
Движение пешехода тоже регламентировано Правилами дорожного движения, в которых сказано, что он обязан идти по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта. Ну и, конечно же, не забывайте с наступлением темноты обозначить себя световозвращающим элементом, напоминает областная ГАИ.
За нарушения ПДД велосипедисты и пешеходы могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения либо штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
Кстати, как сообщили в областной ГАИ, за 1-е полугодие 2015 года произошло 9 ДТП с участием велосипедистов (1 человек погиб, 8 ранены), в то время как за такой же период 2014-го было зафиксировано 21 происшествие, в которых погибли 5 человек и 16 ранены.
И еще. Было бы здорово, если бы у каждого участника движения была своя, отдельная дорожка – никто бы не мешал друг другу. Но в жизни, даже двигаясь по самой широкой улице, нельзя обойтись без взаимного уважения.