Александр Стоянов – опытный эксперт-криминалист с большим стажем. За 28 лет службы и работы в органах внутренних дел и в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области он принимал участие в расследовании огромного числа запутанных преступлений. С первых дней создания Госкомитета специализируется на установлении идентификационных маркировочных обозначений номеров автомобилей, или, как говорят в народе, VIN-номеров. Как и судебный эксперт любого другого профиля, он не может решать вопросы, которые не относятся к его компетенции, равно как не может и сделать вывод о виновности того или иного человека. А вот разобраться в оригинальности номера, даже если он вообще не читается визуально, обязан. Для этого порой проводится целый ряд различных манипуляций, в том числе компьютерная диагностика.
– VIN-номер — это уникальный код, состоящий из 17 знаков, в котором зашифрованы основные данные о транспортном средстве, — отмечает Александр Стоянов. — По нему можно узнать о компании-производителе, стране и географической зоне, в которой авто произведено. Там же зашифрована информация о модели и серии, типе кузова и двигателя, годе выпуска машины и некоторые другие данные. Можно сказать, это паспортные данные автомобиля. Их подделывают, например, чтобы «омолодить» железного коня для более выгодной продажи или чтобы скрыть угон. Какая бы ни была причина — это уголовно наказуемое деяние.
Александр Стоянов отметил, что в основном на экспертизу автомобили поступают по линии ГАИ, а также таможни, подозревающей граждан в уклонении от таможенных платежей.
— Иногда подделка всплывает совершенно случайно при постановке транспортного средства на учет или его снятии, — рассказывает Александр Стоянов. — При этом может быть, что до этого автомобиль несколько лет уже ездил по дорогам Беларуси и был благополучно снят с учета в ГАИ, но во время очередного осмотра сотрудник милиции обратил внимание на подозрительный VIN-код. После этого машина поступает к нам.
Чаще всего встречаются подделки номеров таких марок, как Audi, BMW, Toyota. Пик подделок пришелся на 2018 год, когда нелегальные коммерсанты гнали подержанные иномарки из России. Тогда легко можно было нарваться на фальшивку и купить автомобиль, который, к примеру, числился в угоне. Как итог — остаться и без машины, и без денег. Единственной возможностью обезопасить себя от сомнительной сделки во все времена служило и служит проведение экспертизы VIN-номера. Также она необходима, если место, где он располагается на металлической маркируемой панели, проржавело или подлежало ремонту после дорожно-транспортного происшествия, если машина побывала в угоне и нужно восстановить ее первоначальный идентификационный номер, присвоенный заводом-изготовителем.
— Если есть хоть малейшие сомнения в подлинности VIN-номеров, лучше не рисковать и обратиться к специалистам,— считает Александр Стоянов. — После проведения экспертизы оформляется официальное заключение, которое выдается на руки инициатору. В случае проблемных вопросов человек может предъявлять его в МРЭО ГАИ либо при прохождении техосмотра.
Витебчанам предложили авто за 210 рублей в месяц и оплату поездки в Минск>>>