Всемирно известный флорист из Каунаса обучал ленд-арту витеблян
«Ваши люди всё ещё близки с природой, их сложно удивить». Всемирно известный флорист из Каунаса обучал ленд-арту витеблян
Свой 1043-й день рождения Витебск встречал в особом статусе: 22 ноября 2016 года город присоединился к европейской инициативе по климату и энергии «Соглашение мэров». Был ли этот факт решающим при составлении программы праздника города? Пожалуй, нет. Но всё сложилось таким образом, что в Витебске прошёл целый ряд мероприятий, которые так или иначе затрагивали «зелёные» темы.
II урбан-арт-форум
Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» дебютировал со своим мероприятием в непривычном формате год назад, в мае. Форум этого года поменялся качественно. И если в минувшем году он был форумом событий, то в этом — трансформировался в форум личностей. И перемены помогли ему стать более солидным и весомым мероприятием.
На открытии директор центра Оксана Кузина объявила, что все события форума буду разделены на две части: образовательную и практическую. А участники станут двумя большими командами. На самом деле, такое разделение оказалось достаточно условным: и те, и другие получили теорию и практику в достаточном объёме.
За обеими группами закрепили руководителей. Команду образовательной программы возглавил урбанист из Санкт-Петербурга Андрей Костюченко. А участники ленд-арт-пленэра работали под руководством эксперта из Каунаса Мариюса Гвилдиса.
Состав специалистов был намного шире. В работе форума приняли участие витебляне: дизайнер Наталья Тарабуко, архитектор Евгений Колбович, культуролог Оксана Кузина. А российский и литовский эксперты не просто поделились своими знаниями, они всего за два дня смогли создать со своими группами два больших, завершенных проекта.
Андрей Костюченко научил «запускать» городское пространство
Чтобы разговаривать со своей командой на одном языке, Андрей Костюченко начал работу с программной лекции «Дизайн-коды в управлении общественными пространствами». И, познакомив с азами, уже на следующий день занялся практикой.
Группе предстояло отправиться в определённый район города, чтобы посмотреть на него уже совершенно другими глазами. И оценить его возможности принять то или иное городское мероприятие.
— Допустим, у Ирины есть частный дом, в котором она может разместить 15 человек. А мы соберёмся все вместе, нас будет около полусотни, и приедем к ней в гости, — законы организации мероприятий Андрей объяснял на простых примерах. — Нам, конечно, будет хорошо и весело. Но сколько времени после визита такой компании хозяйка будет отмывать дом и приводить в порядок участок? И главное, захочет ли она через какое-то время принять нас снова?
Город или район города — тот же дом. Поэтому его возможности также нужно анализировать. Для практической работы выбрали старый индустриальный район Витебска — улицу Покровскую. Разбившись на группы, участники оценивали наличие визуального мусора (беспорядочной рекламы, посторонних шумов), составляли социальный портрет жителя района, визуализировали колористику.
А затем на основе среды составили целый список мероприятий, которые могли бы быть организованы в этом пространстве. Их разделили на классы и по уровню необходимой подготовки, и трансформации территории.
Презентацию, которая получилась в итоге, организаторы планируют передать главному архитектору Витебска. При достаточном внимании к выводам, сделанным под руководством опытного урбаниста, она поможет решить многие проблемы организации пространства в городе.
Но самое главное, Андрей Костюченко здорово приложил руку к формированию правильного сознания у молодых беларусских дизайнеров, архитекторов, социологов. Его свежий взгляд на проблему, которым он с удовольствием делился, раскрепостил участников, подарил им уверенность в себе и желание развиваться.
«В Нью-Йорке можно бревно на тротуаре поставить, и все будут счастливы»
Руководителя группы, которая занималась ленд-артом, даже для минутного разговора выловить было непросто. Мариюс Гвилдис — эксперт, учитель флористики, преподающий в том числе и в Беларуси, во floristicplanet, — всё время что-то пилил, носил и выкладывал, общаясь очень лаконично. И всё-таки для нас он сделал исключение, заглушил бензопилу и поделился своими мыслями о перспективах развития нового для Беларуси направления в искусстве.
Одно из важных составляющих, по мнению Мариюса, чего не хватает Витебску — это серьёзной поддержки администрации города. Понимание с городскими властями найдено: для фестиваля предоставлено всё необходимое: парк, охрана, внимание властей и прессы. Но для того, чтобы реализовалась амбициозная мечта «Прасторы» и наш город стал столицей направления, поддержка должна быть качественно иной.
— Мы показываем администрации, что возможно собрать людей не просто в кафе, не просто на концерте, — рассуждал мастер с мировым именем. — А ещё потрудиться, оставить свой знак, отпечаток. Понятно, что сейчас непростые времена, но для толчка в развитии нужна в том числе и финансовая поддержка. Если приглашать слабых мастеров, публике будет неинтересно. Если сильных — надо, чтобы город помогал. Ленд-арт — это искусство из доступного природного материала. Тем не менее люди приезжают, они где-то спят, что-то едят. И это не просто люди, которым нечем заняться, это специалисты своего дела. Поэтому, чтобы стать столицей любого искусства надо, чтобы администрация города тоже этого захотела и помогла.
Мариюс назвал Витебск хорошей площадкой для развития ленд-арта. Понравился мастеру ландшафт: парки, реки и ручьи. В него успешно можно вписывать арт-объекты из природного материала. Кстати, идеи большинства объектов, которые в этом году были выполнены в парке Фрунзе, принадлежали именно Мариюсу. Если в минувшем году наши мастера демонстрировали свои умения, навыки и понимание направления, на втором форуме они скорее учились. Применяли знакомые техники, но под руководством мастера. Который уверен, что в Беларуси подобные объекты обязательно должны быть непростыми и небанальными:
— Ваши люди всё ещё близки с природой. Они не только видят зелёные зоны в городе. У них дачи, родственники в деревне. И природный материал им привычен и знаком, — делился наблюдениями Мариюс. — Поэтому ваш зритель должен увидеть серьёзную, интересную, философскую работу. Для него с природным, натуральным, доступным, ничего не стоящим материалом нужно раскрыть интересную тему. Нужно сделать интересный сильный объект. Иначе они скажут: такое я и сам могу сделать. В Нью-Йорке можно бревно на тротуаре поставить, и все будут счастливы. Они отвыкли от этого. А у ваших людей ещё до сих пор на балконах помидоры и петуньи растут. Конечно, такие люди хотят видеть уровень, их надо удивить.
«Бутон созрел и вот-вот раскроется»
Мариюс уже полтора года сотрудничает с floristicplanet, работает в Беларуси. И это для него — большое удовольствие.
— Люди здесь не скованны, но и безответственности нет, — замечает мастер. И тут же добавляет: — В Беларуси серьёзный подход я вижу везде: и во флористике, и в ленд-арте, и в строительстве. Не всё мне нравится в архитектуре, но я вижу качество, я вижу человека, стоящего за этим. А не просто выделенные деньги.
К сиюминутности своих произведений Мариюс относится очень по-философски. И в том, что букет, созданный с любовью и вдохновением, может погибнуть через пару дней, а арт-объект истлеть и развалиться, не дождавшись осени, видит свои плюсы и минусы. Ведь главное, с чем работает мастер, — это атмосфера:
— Ленд-арт изначально создаётся для того, чтобы природа и время вернули его обратно к себе. Это я считаю иллюстрацией того, что надо жить сейчас. В году есть только один день, когда ты можешь что-нибудь сделать. Это — сегодня.
О том, как скоро ждать беларусам всплеска интереса к творчеству из природных материалов, Мариюс говорит не задумываясь. На это он отводит нам максимум 5 лет. И тут же предупреждает: для того, чтобы такое искусство успешно развивалось, Беларусь не должна повторять ошибки большинства стран, которые уже прошли этап становления.
— Надеюсь, что ваши государственные школы не будут подстраивать флористику под себя, а, наоборот, подтянутся под уровень флористики XXI века, пригласят опытных специалистов с мировыми именами для разработки программ. Ведь всем уже хорошо понятно, что недостаточно быть просто продавцом цветов, нужны профессионалы, — говорит Мариюс и тут же замечает:
— В Беларуси появилась ассоциация флористов, организуются школы, чемпионаты, выставки. А самое главное — есть рынок, готовый принять это. У вас 9 миллионов населения, а не 3 миллиона, как в Литве. Люди ждут предложений. Это говорит о том, что созрел бутон. И он вот-вот раскроется.
Экофишки дня города
Несмотря на всю значительность и масштабность II урбан-арт-форума «Прастора», нельзя не заметить, что в городе за минувшие выходные произошло ещё несколько «зелёных» мероприятий.
Наиболее важное для горожан — пуск нового троллейбусного маршрута. Выбор в пользу экологичного транспорта был сделан при присоединении микрорайона Медцентр к вокзалу.
— Открыть новый маршрут — это не значит просто подогнать новый троллейбус и проехать на нём, — заметил начальник витебского трамвайно-троллейбусного управления Василий Павлючков.
Тем более что троллейбус №11 стал первым транспортом, который появился на улице Воинов-Интернационалистов.
В рамках II международного фестиваля фотографии «ФотоКрок-2017» имени Сигизмунда Юрковского открылись сразу две тематические выставки.
Экспозиция «Наука и экология» объединила работы лауреатов и лучшие проекты участников предварительного фотоконкурса, который прошёл накануне «ФотоКрока-2017».
А 25 июня витебляне и гости города получили редкую возможность познакомиться с работами Александра Лыскина в рамках выставки «Фотография на страже экологии». Александр Лыскин — знаменитый российский фотожурналист, член Королевского фотографического общества Великобритании, Официальный фотограф Международного фонда защиты животных IFAW США. Кроме демонстрации своих работ именитый фотограф провёл творческую встречу, на которой рассказал истории многих своих работ и донёс до слушателей главную мысль: фотография должна не просто отражать жизнь, но и о многом говорить зрителю.
Подробнее о творческой встрече c мастером Витебский Зелёный портал расскажет немного позже.
В сквере Маяковского два дня подряд школа «Аквамарин» давала уроки аргентинского танго.
Выучить модные па можно было совершенно бесплатно, но у желающих отблагодарить красивую пару талантливых балетмейстеров такая возможность была. Деньги собирали в коробку с логотипом Витебского приюта для бездомных животных. По окончанию уличных мастер-классов все они были переданы нуждающемуся в поддержке учреждению.
А ещё в дни города в Витебске появилась первая исключительно анималистическая скульптура. Огромная рыбка — скульптура Ивана Казака — стоит теперь на набережной Двины в районе устья Витьбы. Одни называют её карасём, другие — золотой рыбкой. Одним словом, новая скульптура обрастает городскими легендами. И попутно выполняет почётную функцию всех городских скульптур, став отличной моделью для фотосессий.
http://vitebsk.greenbelarus.info/