На каких машинах ездили витебские чиновники в 50-х годах
На опубликованном фотоснимке 1951 года на площади Свободы в Витебске видна одиноко стоящая автомашина.
Фото прокомментировали сотрудники Витебского краеведческого музея:
Обращает внимание отсутствие большого количества автомобильного транспорта (не сравнить с современной автостоянкой на площади!). Личный автомобиль в те времена могли себе позволить единицы. Запечатленный на снимке «Москвич», например, стоил 8-9 тысяч рублей – очень большие деньги в начале 1950-х. Вероятнее всего, это была служебная машина обкома партии, который размещался здесь же, на площади, в здании бывшего окружного суда (ныне Художественный музей).
Точнее, если полностью следовать оригинальной заводской системе номенклатуры тех лет, «Москвич-400-420»: первым шёл номер двигателя, вторым — кузова, годы выпуска 1946-1954, прототипом являлся Opel Kadett K38.
Интересны версии создания модели, якобы решения принимал лично Сталин.
По одной, в 1940-м, на заводе Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а потом в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, в основу которого лёг двухдверный английский Ford Perfect.
Лучший друг всех автомобилистов Советского Союза непрактичную машину не одобрил и указал на Opel Kadett K38, имевший схожий дизайн и пропорции, но представленный именно в четырёхдверном варианте – мол, вот как должна выглядеть советская малолитражка.
По другой — на послевоенном смотре 1945 года товарищ Сталин якобы уселся на переднее сиденье КИМ-10 рядом с шофером и сказал директору МЗМА Василию Николаевичу Тахтарову: «Садись и ты, дорогой», предлагая сесть сзади. Вероятно, Тахтаров подозревал в тот миг, что сейчас он «сядет» надолго. Но генералиссимус был настроен благодушно – выбравшись из автомобиля, он лишь небрежно попросил директора доработать автомобиль.
Как бы там ни было, постановление ГКО от 26 августа 1945 года именовалось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».
К тому же, вероятно, первый «Москвич» полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel из Германии.
Цена автомобиля была 8000 рублей. Мощность мотора составляла 23 л. с. при 4 000 об/мин. Не блиставшая новаторством конструкция всё же отличалась некоторыми интересными решениями –несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза, независимая подвеска. Но у машины не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (сам по себе бывший тогда редкостью) имел механический привод от… распредвала двигателя.
А довоенный Opel иногда приезжает в Витебск из Толочина на выставку ретроавтомобилей.