…И жили как одна семья
Приглашаем заглянуть на улицу Урицкого. Улица названа именем революционера и политического деятеля Моисея Урицкого. После февральских событий 1917 года Урицкий вернулся в Россию, вступил в партию большевиков и почти сразу стал членом ее ЦК. Затем был введен большевиками в комиссию по выборам в Учредительное Собрание, работал в газете «Правда», журнале «Вперед» и других партийных изданиях. В 1918 году Урицкий стал первым председателем Петроградской ЧК. Был убит вскоре после массового расстрела контрреволюционеров в Петрограде.
В Витебске улицу переименовали в 1919-м. До этого ее западная часть (от начала до улицы Ленина) именовалась Офицерской, восточная — Воропаевской.
Улица Урицкого проходит по территории бывшей Взгорской слободы, заселенной в XVII веке. В начале XX века здесь находились лесоохранительный комитет и губернская чертежная.
![]()
Наше внимание привлек единый жилой комплекс, состоящий из домов №№ 5, 7, 9 постройки XIX-ХХ, они внисенны в Государственный список историко-культурных ценностей. Фасад со стороны двора отличается от парадного: здесь сохранилась уникальная красная кирпичная кладка. В подъезде дома №7 посчастливилось встретить Светлану Александровну Литвинову, которая живет здесь с 1951 года.
— Когда мы получили квартиру на втором этаже, мне было 11 лет, — рассказывает пенсионерка, — переехали сюда из барака на Коммунистической, где ютились вместе с соседями в крохотной проходной комнате. После барака этот дом с высокими потолками (4 метра 20 сантиметров) и огромными окнами показался мне, маленькой девочке, настоящим дворцом. Знаю, что до революции здесь находилась женская гимназия, а до войны — конная милиция, в соседнем доме размещалась грязелечебница.
Во время войны здание сильно пострадало, ремонтировали его пленные немецкие солдаты. Жилье считалось элитным, его выделили работникам облпромсовета. Горячая вода и отопление появились только в начале 1960-х, до этого жильцы согревались печами, готовили на плитах, мыться ходили в баню.
Уже много лет пенсионерка является старшей по дому, следит за порядком. За 61 год здесь только один раз ремонтировали крышу и окна. Причем ремонт кровли сделали с нарушением технологии: следы от затеков на потолке и стенах во всех квартирах — как напоминае о холатности.
Геннадий Леонидович Борцов, который заселился в этот дом ещё мальчиком в 1973 году, рассказал, что практически все первые жильцы дома уже умерли, теперь здесь живут их дети и внуки. Раньше летними вечерами во внутренний дворик выносили табуреты и сидели допоздна, общались, теперь все изменилось. Черный ход со стороны двора приходится закрывать, выход на чердак и вовсе забаррикадировали: бездомные повадились здесь ночевать.
Старожилы утверждают, что во дворе возле стены соседнего дома №9 раньше был подземный ход, вел он к школе №10, а оттуда — к станкоинструментальному колледжу. Время не пощадило подземный ход, теперь о нем детям и внукам рассказывают те, кто озорными детьми в 50-х годах бесстрашно отправлялся в подземное путешествие.
Светлана ЛЮБОЧКА. Фото Виктора НИКОЛАЕВА. «Твой Город».




















