Дом-коммуна: жилье нового типа

Мы продолжаем цикл публикаций «Витебск: вход со двора», в котором предлагаем читателям, взглянуть на не совсем привычный для каждого из нас город: с его тихими улочками, самобытными двориками и старыми домами, которые являются свидетелями многочисленных событий. Сегодня приглашаем заглянуть на улицу Максима Горького.
Четырехэтажный дом №36/25 — весьма любопытное здание не совсем привычной архитектуры сразу же обращает на себя внимание: такие закругленные боковые пролеты редко где еще встретишь. Впечатляет и то, как разнятся его фасады с улицы и со двора. Все это и подтолкнуло нас найти как можно больше информации об этом здании, которое в народе именуют 5-ым коммунальным.
После Октябрьской революции в города хлынули огромные потоки желающих «строить светлое, вечное и чистое». Количество рабочих на фабриках и заводах выросло в разы, для них требовалось жилье, причем строить его было необходимо в сжатые сроки и с учетом экономии строительных материалов. Чтобы решить жилищный вопрос, в городах, в том числе и в Витебске, начали строить дома-коммуны.
Дом коммунального типа по улице М. Горького, рассчитанный на 300 человек, строили по проекту архитектора А. Вышелесского в 1927 — 1929 годах. В основу проекта лег типовой проект дома-коммуны - общежития, разработанный в 1927 году В. Воейковым и А. Самойловым по заказу Комитета содействия рабочему жилищному строительству РСФСР.
![]()
Изначально предполагалось, что в новом доме будут жить строители, затем ситуацию переиграли в связи с тем, что работникам фабрики имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), находящейся практически через дорогу, срочно требовалось жилье. Для одиноких здесь предусматривались комнаты площадью 24 квадратных метра на четыре человека, для малосемейных — комнаты 12 или 15 квадратных метров на два-три человека.
Каждая группа комнат была рассчитана на 18 — 24 человека и имела холл для занятий и отдыха, кухню, умывальную и санитарный узел. В торцах здания было устроено восемь двухкомнатных квартир.
В центральной части дома на первом этаже предусматривались помещения общего пользования — зал и читальня, которые разделялись просторным холлом для обслуживания всех жильцов. В цокольном этаже размещались помещения коммунально-бытового назначения — душевые, комнаты для стирки и чистки одежды и т.д.
Правда, после завершения всех строительных работ помещения для общего пользования, расположенные на первом этаже, были заняты промтоварным магазином, а большая часть цокольного этажа — складами. Помимо этого, была нарушена и предусмотренная норма заселения: в комнаты, предназначенные для одиноких и малосемейных, селились семьи в четыре-пять человек.
Явные акценты при строительстве были сделаны на центральную часть дома, в которой предусматривались входы в общественную зону коммуны. Именно здесь были построены закругленные лестничные клетки, прорезанные вертикальными щелями остекления.
От дома точно по оси его симметрии располагалась широкая прямая аллея к проходной фабрики имени КИМ.
Дворовый фасад здания отличается от парадного: окна лестничных клеток проходят здесь в диагональном направлении на высоте лестничного марша; нет никаких закругленных подъездов — все в сдержанном, даже строгом стиле.
В годы Великой Отечественной войны дом горел. После реконструкции он стал секционным с изолированными 2-3-комнатными квартирами и небольшими подсобными помещениями.
Светлана Любочка. «Твой Город».




















