IFMC 2025 в Витебске: итоги, пьедестал и смыслы
XXXVI Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) в Витебске завершился. Но не эхом — а мощным, чистым аккордом, который ещё долго будет звучать в сердцах зрителей и участников.
![]() |
![]() |
Подведены итоги главного конкурса, и они стали зеркалом сегодняшнего танцевального поиска: глубокого, смелого, философского.
![]() |
![]() |
Высшую награду, I премию, абсолютно заслуженно получила витебская Театр-студия современной хореографии, Центр культуры «ВИТЕБСК»с работой «ЖЫЛI…БЫЛI...». Спектакль-размышление, спектакль-память, доказавший, что у истоков самого актуального языка движения часто лежит народная, почти мифическая память тела.
Обладатели II премии — гомельская группа «ВТОРОЙ ПЛАН» с драматичным «ГРОЗА. ПОСТСКРИПТУМ» и проект Юлии СУЛЯК «ВИНА ВИНА» из Минска — показали две стороны современной хореографии: мощную театральность и тонкую, почти кинематографичную работу с внутренним конфликтом.
III премию разделили эксперимент и одиночество: гомельские «Х-перИменты» Валентина ИСАКОВА с «НОВОЛУНИЕМ» и пронзительный «МИЛЛИОН ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА» Павла ЛУНЦЕВИЧА из Минска.
![]() |
![]() |
Особое внимание жюри уделило специальным премиям. Знаковая премия имени Евгения ПАНФИЛОВА «ЛУЧШЕМУ ХОРЕОГРАФУ» досталась Марии ИСАКОВОЙ (Гомель) за проект «HANDS” и работу «РОД». Это глубочайшая связь: премия имени великого реформатора достаётся постановке, исследующей корни, род, связь поколений — темы, столь близкие самому Панфилову.
Гала-концерт: от авангарда к классике души
Закрытие фестиваля стало диалогом эпох и эстетик. Первое отделение — концерт лауреатов — это срез самой живой, пульсирующей хореографии Беларуси здесь и сейчас.
Второе отделение перенесло зрителей в измерение вечности. Театр «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА» из Перми представил одноактный балет «ВОСЕМЬ РУССКИХ ПЕСЕН». Это был не просто спектакль, а откровение. Хореография Панфилова, словно волшебный сосуд, вместила всю бездонную стихию русской души: от лирической нежности до отчаянной тоски, от разудалого веселья до духовной аскезы. Живое, многоголосое исполнение народных песен Иваном СУРЖИКОВЫМ и абсолютная самоотдача танцовщиков обнажили ту самую «вольную, мятущуюся суть», о которой мечтал Мастер. Это была не реконструкция, а воскрешение духа — мощнейший финал, связавший нитью преемственности новаторство современных белорусских хореографов с великой традицией русской пластической культуры.
![]() |
![]() |
![]() |
IFMC-2025 вновь подтвердил статус Витебска как одной из столиц современного танца в Восточной Европе. Это фестиваль, где ценят не только технику, но и мысль, где поддерживают не только молодых, но и хранят наследие гениев. Поздравляя лауреатов, мы поздравляем всё танцевальное сообщество. До встречи на XXXVII фестивале!
Смотрите наш видеорепортаж о награждении и заключительном концерте IFMC 2025...
Владимир Лапин
Фото - Татьяна Лапина
Видео - Владислав Лапин





























