Парковка на улицах Витебска
В последние полтора-два десятка лет автомобиль, к сожалению, часто служит для грубого, неприкрытого самоутверждения в обществе, а в ряде случаев — просто хамского выпячивания собственного «я». Это проявляется не только на городских улицах или загородных трассах, но и на автостоянках, стихийных, несанкционированных парковках возле предприятий, учреждений и во дворах домов.
О том, как решаются проблемы парковок в Витебске, мы беседуем с начальником межрайонного отдела организации дорожного движения Управления ГАИ УВД облисполкома подполковником милиции Виталием Лобанем.
— Несколько раз, ожидая транспорт на остановке возле «пирамиды» на улице Ленина, видел, что сразу же, буквально за стендом расписания движения автобусов и троллейбусов, под углом к тротуару стояли одна за одной до двух десятков легковушек. Это является нарушением правил парковки?
— Несомненно. Согласно пункту 143.5 Правил дорожного движения любой транспорт может быть временно припаркован не ближе 15 метров от остановочного пункта или зебры пешеходного перехода. И это не прихоть, а необходимость. Ведь автобусу, а тем более троллейбусу очень сложно начать движение от остановки, если впереди будут такие помехи. Общественному транспорту, чтобы выехать на свою полосу движения, придется на некоторое время перекрыть вторую, что может создать аварийную ситуацию. Во всяком случае, темп движения будет снижен или вовсе сбит, могут появиться пробки.
— Такая картина наблюдается не только в районе площади Свободы, но и по всей улице Ленина. Как же надо парковаться?
— Мы понимаем, что возможности улицы Ленина и других крупных магистралей города как в центре, так и на окраинах, ограничены. Ясно и то, что без временной, на минуту-полторы остановки, заметьте, остановки, а не стоянки — для высадки или посадки пассажира, не обойтись. Но любое транспортное средство должно быть припарковано так, чтобы, открывая дверь салона, пассажир сразу же выходил не на проезжую часть, а на тротуар. К тому же машину, мотоцикл или другое транспортное средство нельзя ставить под углом к бордюру, а только вдоль линии движения. К сожалению, многие водители служебных или личных автомобилей, сколько мы не боремся с этим нарушением, все равно норовят ставить своих «железных коней» под углом в 30—40 градусов к бордюру. И тогда, например, водителю троллейбуса, управляя многотонной махиной с горки (например, рядом со зданием Национального банка) и объезжая такое серьезное искусственно созданное препятствие, приходится выезжать чуть ли не на середину улицы.
— Но ведь там паркуются клиенты этого финансового учреждения. К тому же напротив расположены еще два банка, другие организации. Где же в этом случае ставить транспорт?
— Давайте будем честными: сегодня большинство организаций или предприятий, которые являются юридическими клиентами банков, не получают там деньги наличными. Почти со всеми налажена система безналичного расчета. На вполне законном основании возле любого банка можно временно парковать инкассаторскую машину, «скорую помощь», инвалидную коляску или другую спецтехнику. Всем остальным там парковаться нельзя. Это будет нарушением Правил дорожного движения, наказуемым в административном порядке. А все утверждения типа «я только на минутку», «жду супругу (ребенка)» и так далее — не более чем отговорки, чтобы не платить штраф. Кстати, заядлому автолюбителю-нарушителю, как правило, здоровому человеку, вовсе будет не сложно оставить машину в разрешенном месте и пешочком пройти в нужное учреждение. Водитель, возможно, и хочет покрасоваться, но пускай он такое делает не на улице с интенсивным движением. Как говорится, за короткое удовольствие может последовать серьезное наказание.
— Виталий Владимирович, а какие наказания установлены законом?
— Что касается наказаний, то остановка и стоянка с нарушением Правил дорожного движения влекут штраф в размере одной базовой величины, а повторное в течение одного года — до двух базовых величин. За игнорирование правил парковки в областном центре за истекший период было составлено более 3700 административных протоколов, а всего в городе зарегистрировано более 60 тысяч нарушений. При составлении протокола нашим сотрудникам подчас приходится становиться и психологом, и оратором, а иногда терпеть незаслуженное оскорбление и в свой, и в адрес милиции вообще.
— А какова общая длина улиц Витебска и сколько в целом на сегодняшний день в городе всех видов транспортных средств?
— Город наш постоянно растет, расширяется. Соответственно увеличивается и длина улиц. На сегодня она составляет порядка 400 километров. А зарегистрированных транспортных средств теперь более 105000, в том числе свыше 85000 — это легковой транспорт. Отслеживать движение такой армады крайне сложно. Притом, заметьте, что за год прибавляется примерно по 1000 машин. А количество сотрудников ГАИ остается на том же уровне. Но мы, несмотря ни на что, как говорится, крепко держим руку на пульсе. Например, уже лет 6-7 как почти полностью смогли добиться ликвидации незаконных парковок транспорта на проспекте Черняховского. Такая же работа сегодня успешно идет на проспектах Московском и Фрунзе, на других магистралях. В результате освобождается крайняя правая полоса, что заметно ускоряет движение транспортного потока.
— Мы все говорим о парковке транспортных средств на крупных улицах и в основном — центральной части города. А какова обстановка в жилом секторе, во дворах микрорайонов?
— Начнем с того, что за положение дел там должны нести ответственность не милиция вообще и не Госавтоинспекция в частности, а хозяева квартала, территории вокруг учреждений, заведений, жилых домов. Что касается жилья, то заниматься организацией там парковок вокруг домов или во дворах должны районные жилищно-эксплуатационные тресты и их структурные подразделения — жилищные эксплуатационные участки. Их задача — так организовать даже стихийную парковку, не говоря уже о юридически оформленной, чтобы к дому в любое время года могли свободно подъехать машины «скорой помощи», пожарные, для вывоза мусора и другой спецтранспорт. В настоящее время постепенно, по мере выделения средств, претворяется в жизнь разработанная коммунальщиками программа «Дворы». Одним из важнейших ее элементов как раз и является благоустройство старых или создание новых парковок. Это к слову. А пока вдоль любого жилого дома можно временно припарковать транспортное средство, и только с противоположной стороны тротуара. К сожалению, нашим работникам неоднократно приходилось вызывать эвакуатор, чтобы убрать с дороги машины, которые мешали подъезду к дому врачей или пожарных. Поймите, одной Гоавтоинспекции и коммунальным службам уследить за каждым двором, домом или целым проспектом, улицей весьма сложно.
— Недавно по центральному телевидению прошла информация о том, что в России, а конкретно — в городе Казани, появились так называемые народные инспекторы Госавтоинспекции. Они фотографируют нарушения Правил дорожного движения, той же парковки, и затем выкладывают фото в Интернет. Это дает положительный эффект. А у нас в Витебске есть нечто подобное?
— На сегодняшний день по всей республике, да и у нас в городе идет обкатка системы фотофиксации нарушений правил парковки. Работник Госавтоинспекции на патрульной машине с установленной на ней спецтехникой может за день объехать ряд улиц или дворовых территорий, зафиксировать нарушения. И тогда их виновники получат «письма счастья»: ведь спорить с фотофиксатором будет бесполезно. А что касается опыта народных инспекторов ГАИ из Татарстана, то он, несомненно, заслуживает изучения. Свой сайт «Перехват» в Госавтоинспекции республики имеется давно. Останется лишь согласовать юридические детали и последствия. А общественных помощников и среди водителей, и среди пешеходов, и среди жителей домов в старых микрорайонах, думаю, найдется немало. Но в целом эту проблему, прежде всего, надо обсудить не только в печатных средствах массовой информации, на радио и по телевидению, но и с интернет-сообществом.
— Спасибо, Виталий Владимирович, и за интересное предложение, и в целом за беседу.




















