«Снести нельзя оставить». Судьба пустующих домов в Витебской области
Темные окна, покосившийся забор, прохудившаяся крыша, лебеда в обнимку с репейником в огороде... На Витебщине числится более 3,3 тысячи пустующих и ветхих домов.
Такие строения не только портят эстетику городов и деревень, но и являются источником повышенной опасности. Здесь собираются лица без определенного места жительства, люди, ведущие асоциальный образ жизни, нередко вспыхивают пожары.
Земля — ценный ресурс, который, если и не найдет нового собственника, может пригодиться в хозяйственном обороте. Неудивительно, что проблеме существования ветхих домов наше государство уделяет повышенное внимание.
Очередное заседание президиума областного Совета депутатов также было посвящено этому вопросу. На заседании обсудили мероприятия по наведению образцового порядка на земле, своим опытом по выполнению указа «О пустующих и ветхих домах» поделились председатели Лепельского, Оршанского, Городокского и других районных Советов депутатов.
Как отметил начальник управления землеустройства облисполкома Игорь Левенков, после выхода в феврале 2006 года указа, который начал регулировать работу местных органов власти с ветхими и пустующими домами, были обследованы все населенные пункты северного региона, выявлено более 25 тысяч бесхозных строений. Сельские исполкомы провели работу по поиску потенциальных наследников недвижимости и получили свыше 13 тысяч уведомлений о намерении использовать дома для проживания.
— В Витебской области с момента вступления в силу законодательных актов по сносу ветхих и пустующих домов снесено 16 тысяч 954 строения, — рассказал Игорь Иванович. — После сноса перераспределено земельных участков на более чем 2,4 тысячи гектаров земли.
Свободные участки были предоставлены для строительства нового жилья, ведения подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса животных.
— Была проведена колоссальная работа. Однако, к сожалению, с каждым годом такого жилья становится все больше, — подчеркнул председатель областного Сове-
та депутатов Владимир Терентьев. — Так, на 1 сентября текущего года в области выявлено 2128 пустующих и 1227 ветхих домов, снесено 197 и 217 домов соответственно. Вот только в каждом регионе эта работа проводится по-разному. К примеру, в Чашникском районе за 8 месяцев выявлено 341 пустующий и 212 ветхих домов, а в Полоцком — всего 11 пустующих и 24 ветхих строения. У нас единое законодательство и одинаковые возможности, но почему-то подходы к работе совершенно разные.
Владимир Терентьев указал на положительный опыт Докшицкого, Оршанского, Лепельского районов, отметил, что его нужно перенимать и остальным.
— Конечно, путь от выявления до сноса ветхих и заброшенных домов сложный и затратный как физически, так и финансово, но на красоту и порядок на земле не надо жалеть сил и средств, — считает Владимир Владимирович.
На важности реализации мероприятий по устранению пустующих и ветхих строений акцентировал внимание начальник областного управления МЧС Сергей Мелешкин, отметив, что пожароопасная ситуация с ними на Витебщине два последних года одна из самых худших в республике. Спасатели в этом году более 1,5 тысячи раз выезжали на загорания таких домов, три человека погибло, огнем уничтожено более 30 строений. А между тем затраты на ликвидацию этих пожаров сопоставимы на расходы по сносу более тысячи пустующих и ветхих домов.
Сергей Николаевич считает, что указанное в районных реестрах количество пустующих строений в действительности в разы выше. В доказательство своих слов он привел вопиющие случаи. Например, в городском поселке Лиозно пустующий с 2000 года дом так и не был внесен в реестр. И неизвестно, сколько бы эта ситуация продлилась, но в строении вспыхнул пожар. Похожий случай произошел и в Городокском районе, где более двух лет устанавливали наследника пустующего дома, а решение суда о сносе строения было принято только после того, как в нем сгорел человек.
Собравшиеся на заседании сошлись во мнении, что земля требует уважительного отношения, ухода, заботы. И от того, где поставить запятую в предложении «Снести нельзя оставить», зависит очень многое.