Помочь нельзя игнорировать: как вести себя с уличными попрошайками?
В каких случаях вы могли бы у незнакомого человека на улице попросить денег? Не взаймы, без возврата, только потому, что очень нужно… Здесь каждый может домыслить: опохмелиться, по привычке, доехать до дома, потому что обворовали… И часто ли вы прибегаете к такому приему вымогания денег? Оказывались ли в ситуации, когда у вас просили деньги? Нет? Странно. Может у меня на лбу написано: «Подает». Как вести себя? Что отвечать? Если давать, то сколько?
Всегда терзаюсь этими вопросами. И вряд ли терзаются сомнениями те, кто нагло просит у тебя деньги. Не поворачивается язык сказать – милостыню. Это другое. Речь не идет об убогих, больных людях. Попрошайничают совершенно адекватные мужчины, женщины, молодые люди, которые изобретают все новые способы клянчить деньги – а вдруг обломится?
– Как я рад тебя видеть! Ты меня не узнала? Как же! Мы с тобой учились до четвертого класса. Вспомнила? А ты знаешь, сегодня 23 февраля. Может…
– Нет…– холодным тоном резко оборвала восторженную тираду, глянув на опухшее лицо обратившегося ко мне мужчины.
Мой так называемый одноклассник уже не раз пользовался этим приемом, перехватывая меня по пути на работу. Первый раз не смогла отказать, второй… На третий раз возмутилась, дескать, сколько можно?
Мне стыдно отказать, а здоровому дядьке просить у женщины деньги – не стыдно. Напрасно думала, что человек понял всю нелепость ситуации и отстал окончательно. Увы.
Однажды на улице на меня налетел молодой человек со стеклянным взглядом и произнес: «Дай денег». Еле успела отскочить в сторону. И неизвестно, как бы он поступил в случае моего отказа.
Еще как-то могу понять подростков, которые «стреляют» копейки на проезд в городском транспорте. Хотя чаще всего тратят их на не учтенные родителями покупки – сигареты и энергетические напитки. Они же потом и превращаются во взрослых попрошаек: привычка – дело наживное. Но когда здоровые бугаи без стыда и совести клянчат деньги у женщин – это не по-мужски как минимум.
Двух таких, поджидающих подходящую сердобольную и презентабельную жертву, еще издали заметила у входа в собственный дом. Отметила, что один как бы останавливает другого, дескать, не трогай даму. Думаете, собирался комплименты говорить? Как бы не так! Птица видна по полету. Мне хорошо знаком тип таких мужчин-прощелыг. Когда один посолиднее собирался что-то сказать, я выпалила: «Денег не дам!», чем ввела его в ступор. В ответ промямлил: «А-а-а где живешь?» – «Может, тебе еще и ключи от квартиры дать?».
Мне кажется, у этих двоих я надолго отбила охоту «стрельнуть на пиво», а что это было их целью – сомнений никаких.
Попрошайки разного калибра охотятся на «живца» возле банкоматов. Не успела я изъять деньги из отверстия аппарата, как тут же ко мне подскочила молодая женщина: «Дайте денег», не объясняя даже для чего. По помятому лицу и так было все понятно.
– Не стыдно клянчить деньги у старших? Не пробовала сама их заработать? Знаешь ли, как они легко даются? – не сдержалась я.
Потом полдня переживала: лучше бы дала этой непутевой девице рубль, чем терзаться, что отказала. Вопрос еще в том, а сказала бы она мне спасибо за рубль или облаяла бы, что дала мало. И такое возможно. А сколько бы ей хватило для счастья? Пять, десять рублей… Если каждому по столько, то всю зарплату можно «растрынькать» попрошайкам.
Дилемма. Думают ли о чем-нибудь подобном те, кто без стеснения и зазрения совести подбегает на улице к прохожим с одной фразой: «Дайте денег». За-ра-бо-тай-те!