Инспекция МНС по Витебской области (налоговая инспекция)

Опубликовано 06-01-2017

Новый порядок заполнения накладных

 

В Республике Беларусь введены новые формы товарно-транспортной накладной (далее – ТТН-1) и товарной накладной (далее – ТН-2), а также утверждена инструкция по их заполнению.

 

Новые формы ТТН-1 и ТН-2 введены с 02.09.2016 года на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 №58 «Об установлении формы товарно-транспортной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. №23» (далее – постановление №58).

dokumenty

Согласно п. 3 Постановления №58 старые формы ТТН-1 и ТН-2, изготовленные до вступления в силу постановления №58, разрешено применять в работе до их полного использования.

 

Однако, заполнять такие формы бланков типовых форм первичных учётных документов следует с учётом нового порядка, закрепленного в Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением №58 (далее – Инструкция №58).

 

В соответствии с ч. 4 п. 1 новой Инструкции накладная ТТН-1 оформляется в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и Правилами автомобильных перевозок грузов (постановление Совмина от 30.06.2008 г. № 970), а также при осуществлении внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд. Накладная ТН-2 оформляется при передаче товаров без участия автомобильного транспорта и в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь. В данном случае, речь идет о п.22 Правил автомобильных перевозок грузов в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2016 г. № 102.

 

В связи с внесением изменений в Правила автомобильных перевозок грузов, с 11.03.2016 г. для международных автомобильных перевозок грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь, в качестве обязательного грузосопроводительного документа применяется товарная накладная ТН-2. Однако постановлением № 192 предусматривалось, что накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным). С принятием постановления № 58 данное противоречие устранено.

 

В соответствии с ч. 4 п. 4 новой Инструкции, утвержденной постановлением № 58, при международной автомобильной перевозке в строке «Товар к доставке принял» накладной ТН-2 указывается наименование, дата и номер документа, подтверждающего принятие товара к доставке (транспортировке). При данном виде перевозки – это дата и номер CMR-накладной, подтверждающей принятие товара к доставке (транспортировке).

 

Оформленная накладная ТН-2 с приложенным к ней документом, подтверждающим принятие товара к доставке (CMR-накладной при международной автомобильной перевозке), является основанием для списания товара у грузоотправителя.

 

В соответствии с ч. 5 п. 4 новой Инструкции строка «Принял грузополучатель» во 2-м экземпляре накладной ТН-2 может не заполняться при принятии товара к доставке и заполнении строки «Товар к доставке принял» либо указания в строке «Товар к доставке принял» наименования, даты и номера документа, подтверждающего принятие товара к доставке (транспортировке), т.е. при международной автомобильной перевозке – CMR-накладной.

 

В связи с деноминацией в стоимостных реквизитах форм накладных появились копейки. Так, графы 4, 5, 7 и 8 Товарного раздела I накладных заполняются в белорусских рублях с двумя знаками после запятой. После табличной части этого раздела стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в рублевой ее части указывается прописью, сумма копеек – цифрами. В случае осуществления расчётов за товары в иностранной валюте в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 могут указываться суммы в иностранной валюте, при этом слова «руб. коп.» зачёркиваются и указывается сокращённое наименование иностранной валюты.

 

Кроме того, из нового бланка ТТН-1 по отношению к старому бланку исчезли следующие строки:

- «Владелец автомобиля»;

- «Количество ездок (заездов)».

 

Также, согласно части 2 пункта 1 Инструкции №58 при отпуске ТМЦ по договорам розничной купли-продажи разрешается не оформлять накладные ТТН-1 или ТН-2.

 

Что касается заполнения строки «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)», то в соответствии с частью 6 пункта 3 Инструкции №58, если заказчиком перевозки является грузоотправитель и грузополучатель, разрешается вместо наименования и адреса организации указывать ‘грузоотправитель’ или ‘грузополучатель’.

 

По строке «Основание отпуска» в новом бланке накладной необходимо указывать не только дату и номер документа, но и его наименование (часть 8 пункта 3 Инструкции №58).

 

Дополнилась и обязательной информацией строка «Переадресовка». Так в соответствии с ч. 10 п. 3 новой Инструкции в строке «Переадресовка» дополнительно к наименованию, адресу нового грузополучателя, фамилии, инициалам, подписи лица, принявшего решение о переадресовке, субъект хозяйствования обязательно должен указать и новый пункт разгрузки. Ранее эту информацию указывать было не обязательно.

 

В случае перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль сохранилась норма о необходимости внесения изменений в накладную ТТН-1 путем зачеркивания с указанием новых данных о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе, а также указании фамилии, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке. В сравнении с ранее действовавшими положениями постановления № 192, дополнительно введено требование внесения данных о путевом листе.

 

Однако такой порядок (зачеркивание данных в накладной ТТН-1) был неудобен для субъектов хозяйствования, совершающих несколько перегрузок товара в пути следования. После внесения изменений в накладные ТТН-1 более одного раза (количество изменений по номеру автомобиля, данных водителя и др.) содержание накладной становилось непригодным для прочтения, что в свою очередь могло служить отказом в приемке товара грузополучателем.

 

В настоящее время данный порядок упрощен и предусмотрен альтернативный способ размещения новых данных при перегрузке товара в пути следования на другой автомобиль. Так, в соответствии с ч. 11 п. 3 новой Инструкции нововведением является нормативное закрепление возможности размещать новые данные о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе в приложении к накладной ТТН-1 либо акте о перегрузке, формы которых разрабатываются организацией самостоятельно, с указанием в них серии и номера накладной ТТН-1, а также фамилий, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке, без внесения изменений в накладную ТТН-1.

 

Антонова Надежда Викторовна Главный юрисконсульт юридического отдела инспекции МНС по Витебской области

Фото

 

 


ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске