Белорусские банки будут руководствоваться единым подходом при применении принципа нулевой ответственности по операциям, которые не санкционированы держателями банковских карточек. Соответствующая информация содержится в постановлении Национального банка. Внесенные изменения и дополнения поэтапно вступают в силу 9 мая и 1 июля 2017 года, 1 января 2018 года. На что направлены основные нововведения и как они повлияют на защиту держателей банковских карточек, рассказал Дмитрий Фролов, заместитель председателя правления банка ВТБ.
1. Принцип нулевой ответственности работает уже два года. Насколько актуальны уточнения по его применению, которые ввёл регулятор?
Уточнения по применению принципа нулевой ответственности, несомненно, облегчат банкам принятие решения в очевидных вопросах, когда клиент фактически нарушил правила пользования карточкой. Для клиентов же, более прозрачными станут вопросы обслуживания карточек: теперь банки обязаны за 7 рабочих дней оповещать держателей карточек об изменении перечня или размеров плат по операциям при использовании карточек или, к примеру, о проведении технических работ, способных повлиять на работоспособность карточек или инфраструктуры. Думаю, что некоторые уточнения для ряда клиентов станут поводом обновить старую карточку с магнитной полосой до карточки стандарта ЕMV.
2. Почему владельцу чиповой или бесконтактной карточки будет отказано в возмещении, если незаконная операция была совершена с вводом ПИН-кода?
Чиповые карточки являются более защищенными. Существуют строгие протоколы безопасности. Можно смело говорить о том, что если информация о ПИН-коде чиповой карточки или доступе в Интернет-банк стала известна третьему лицу, то, вероятнее всего, сам клиент проявил некоторую беспечность и допустил ошибки при хранении этих данных.
3. Должен ли банк давать пояснения клиенту, почему он отказывает в возмещении при наличии информации о мошеннических действиях держателя карточки? Какие сведения могут быть приняты во внимание банком?
При рассмотрении заявления клиента во внимание принимаются все полученные банком сведения, включая наличие у банка информации о мошеннических действиях держателя карточки. Независимо от результатов рассмотрения заявления клиента, банк дает ответ держателю карточки в письменной форме.
4. Что означает ограничение «если операцию совершили после того, как держатель карточки или клиент инициировал отмену ее блокировки, которую банк произвел, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к счету клиента (счету по учету кредитов)»?
Платежные системы в рамках собственных процедур анализируют операции, совершаемые держателями карточек. Если характер операций вызывает подозрения, то об этом информируется банк, выпустивший карточку, который в свою очередь, в соответствии с договором об использовании карточки, вправе такую карточку заблокировать. О блокировке скомпрометированной карточки уведомляется клиент (например, посредством направления SMS-сообщения). Как правило, такие карточки перевыпускаются банками бесплатно. Если же клиент настаивает на разблокировке скомпрометированной карточки, то соответственно, он берет на себя ответственность в части возможного несанкционированного доступа к счету. В таких случаях возврат денежных средств клиенту произведен не будет.
5. Может ли банк отказать в возмещении, если у клиента отключено смс-оповещение или установлены лимиты по операциям сверх рекомендованных банком?
Нет. Банк в любом случае должен на основании заявления клиента проводить соответствующее разбирательство.