Инспекция МНС по Витебской области (налоговая инспекция)

Опубликовано 06-02-2017

Изменения в Декрете №3 «О предупреждении социального иждивенчества»

 

Президентом Республики Беларусь внесены изменения в Декрет от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»

 

12 января 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет №1), предусматривающий внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет №3).

 

Декретом №1 уточнен перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а также внесены изменения в порядок уменьшения суммы сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор).

 

Некоторые из положений Декрета № 1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г., некоторые – на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., однако большинство из положений распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.

4  

1. положения Декрета №1, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период:

- нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (пп.5.20 п.5 Декрета №3);

-  применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов (пп.5.21 п.5 Декрета №3);

- работы по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве (пп.5.1 п.5 Декрета №3);

- осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом (пп.5.7 п.5 Декрета №3).

 

Пример: физическое лицо с 11 мая 2015 года осуществляет деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, уплатив на 2015 год соответствующий сбор 10 мая. В случае подтверждения факта и периода осуществления деятельности местным исполнительным и распорядительным органом физическое лицо будет признано участвовавшим в финансировании государственных расходов, поскольку период осуществления деятельности составил более 183 календарных дней.

 

Также, в целях исключения неоднозначности толкования норм, в Декрет № 3 внесены правки редакционного характера, а именно:

- исключено дополнительное условие, предусмотренное  подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета №3, касающееся уплаты индивидуальными предпринимателями налогов за осуществление предпринимательской деятельности.

Пример: физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, в 2015 году осуществляло предпринимательскую деятельность с применением общеустановленного порядка налогообложения. В представленных за каждый квартал налоговых декларациях  по подоходному налогу налоговая база отражена равной 0 в связи с применением им налоговых вычетов. Несмотря на отсутствие подоходного налога, уплаченного в бюджет в 2015 году, физическое лицо признается участвовавшим в финансировании государственных расходов.

- в подпункте 5.3 пункта 5 Декрета № 3 слова «на сумму» заменены словами «на общую сумму».

Такие изменения означают, что в период участия в финансировании государственных расходов будет включаться период выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 базовых величин.

 

Пример1: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом его доход составил:

1. в период с 1 января 2015 по 30 апреля 2015 года (120 дней) по договору подряда, заключенному с организацией «А» - 10 000 000 неденоминированных рублей;

2. в период с 1 июня по 31 августа 2015 года (92 дня) по договору подряда, заключенному с организацией «Б» - 2 000 000 неденоминированных рублей;

3. в период с 1 декабря по 31 декабря 2015 года (31 день) по договору подряда, заключенному с организацией «В» - 13 000 000 неденоминированных рублей.

В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (120 дней + 92 дня +31 день= 243 дня) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Учитывая, что период участия в финансировании государственных расходов составляет более 183 календарных дней физическое лицо за 2015 год освобождается от уплаты сбор.а

 

Пример 2: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы и оказывало услуги только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом:

1. в период с 1 января 2015 по 20 марта 2015 года (79 дней) работало по договору подряда, заключенному с организацией «А», заработав 10 000 000 неденоминированных рублей;

2. в период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года (61 день) оказывало услуги по договору подряда, заключенному с организацией «Б», заработав 5 000 000 неденоминированных рублей.

В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ, оказание услуг и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (79 дней + 61 день=140 дней) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Однако, поскольку период участия в финансировании государственных расходов составил 140 календарных дней, т.е. менее 183 дней в году, то физическое лицо является плательщиком сбора.

При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическими лицами в бюджет с доходов физического лица от выполнения работ и оказания услуг по договорам подряда.

 

Пример3: физическое лицо в период с 1 марта 2015 года по 31 марта 2015 года (31 день) выполняло работы по договору подряда, заключенному с юридическим лицом, сумма дохода при этом составила 12 800 000 неденоминированных рублей. Кроме того, в период с 1 апреля по 30 апреля 2015 года (30 дней) данный гражданина состоял на учете в центре занятости в качестве безработного.

В рассматриваемом случае, поскольку договор подряда заключен на выполнение работ и сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договору подряда (31день) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Однако, поскольку общий период его участия в финансировании государственных расходов составил 61 день (31 день +30 дней), то  гражданин признается плательщиком сбора.

При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическим лицом в бюджет с дохода физического лица от выполнения работ по договору подряда.

5

- подпункт 5.13 пункта 5 Декрета № 3 после слов «нетрудоспособности» дополнен словами «, выданным и оформленным в соответствии с законодательством».

Внесение данных дополнений обусловлено необходимо исключения случаев предъявления необоснованных требований по уплате сбора к гражданам, не имевшим места работы и перенесшим в 2015 году определенные заболевания (травмы), а также к женщинам, состоявшим под медицинским наблюдением во время беременности, родов и в послеродовой период.

За местными Советами депутатов либо по их поручению за местными исполнительными или распорядительными органами закрепляется право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (п.151 Декрета №3). Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

 

- в подпункт 3.2 пункта 3 Декрета №3 внесены нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц.

Так, сумма сбора должна быть уменьшена не только на суммы уплаченных единого налога, налога при упрощенной системе налогообложения и подоходного налога с физических лиц, но и на сумму подоходного налога, не поступившего в бюджет, в связи с применением плательщиком стандартных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 164 НК, социальных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 165 НК, и имущественного налогового вычета, предусмотренного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 166 НК.

 

Пример: физическим лицом в налоговую инспекцию представлена справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц за 2015 год, согласно которой сумма начисленного дохода составила 3 000 000 неденоминированных рублей, размер примененных налоговых вычетов – 1 460 000 неденоминированных рублей, сумма подоходного налога, удержанного и перечисленного налоговым агентом – 200 200 неденоминированных рублей.

В рассматриваемой ситуации сбор должен быть уменьшен на сумму 390 000 неденоминированных рублей, где: 200 200 неденоминированных рублей – сумма подоходного налога фактически удержанного и перечисленного налоговым агентом; 189 800  неденоминированных рублей – сумма подоходного налога, приходящегося на налоговые вычеты (1 460 000*13%=189 800).

2. положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 июля 2016 года.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период прохождения альтернативной службы (пп. 5.5 п.5 Декрета №3). 

3.  положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2017 года.

 

- подпункт 5.12 пункта 5 Декрета №3 дополнен определенными условиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требованиями к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности, а, именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др. 

Таким образом, граждане, состоящие на учете безработных либо обучающиеся по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов только при отсутствии установленных фактов нарушения ими обязанностей в области занятости населения.

 

-  дополнен подпункт 5.14 пункта 5 Декрета №3, в связи с чем лица, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование.

 

За дополнительной информацией по разъяснению норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» можно обратиться в инспекцию по месту жительства.

 

Пресс-центр инспекции МНС по Витебской области

Фото www.gs.by

Фото myfin.by 

 


ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске