Президентом Республики Беларусь внесены изменения в Декрет от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»
12 января 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет №1), предусматривающий внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет №3).
Декретом №1 уточнен перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а также внесены изменения в порядок уменьшения суммы сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор).
Некоторые из положений Декрета № 1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г., некоторые – на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., однако большинство из положений распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.
1. положения Декрета №1, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.
К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период:
- нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (пп.5.20 п.5 Декрета №3);
- применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов (пп.5.21 п.5 Декрета №3);
- работы по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве (пп.5.1 п.5 Декрета №3);
- осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом (пп.5.7 п.5 Декрета №3).
Пример: физическое лицо с 11 мая 2015 года осуществляет деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, уплатив на 2015 год соответствующий сбор 10 мая. В случае подтверждения факта и периода осуществления деятельности местным исполнительным и распорядительным органом физическое лицо будет признано участвовавшим в финансировании государственных расходов, поскольку период осуществления деятельности составил более 183 календарных дней.
Также, в целях исключения неоднозначности толкования норм, в Декрет № 3 внесены правки редакционного характера, а именно:
- исключено дополнительное условие, предусмотренное подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета №3, касающееся уплаты индивидуальными предпринимателями налогов за осуществление предпринимательской деятельности.
Пример: физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, в 2015 году осуществляло предпринимательскую деятельность с применением общеустановленного порядка налогообложения. В представленных за каждый квартал налоговых декларациях по подоходному налогу налоговая база отражена равной 0 в связи с применением им налоговых вычетов. Несмотря на отсутствие подоходного налога, уплаченного в бюджет в 2015 году, физическое лицо признается участвовавшим в финансировании государственных расходов.
- в подпункте 5.3 пункта 5 Декрета № 3 слова «на сумму» заменены словами «на общую сумму».
Такие изменения означают, что в период участия в финансировании государственных расходов будет включаться период выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 базовых величин.
Пример1: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом его доход составил:
1. в период с 1 января 2015 по 30 апреля 2015 года (120 дней) по договору подряда, заключенному с организацией «А» - 10 000 000 неденоминированных рублей;
2. в период с 1 июня по 31 августа 2015 года (92 дня) по договору подряда, заключенному с организацией «Б» - 2 000 000 неденоминированных рублей;
3. в период с 1 декабря по 31 декабря 2015 года (31 день) по договору подряда, заключенному с организацией «В» - 13 000 000 неденоминированных рублей.
В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (120 дней + 92 дня +31 день= 243 дня) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.
Учитывая, что период участия в финансировании государственных расходов составляет более 183 календарных дней физическое лицо за 2015 год освобождается от уплаты сбор.а
Пример 2: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы и оказывало услуги только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом:
1. в период с 1 января 2015 по 20 марта 2015 года (79 дней) работало по договору подряда, заключенному с организацией «А», заработав 10 000 000 неденоминированных рублей;
2. в период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года (61 день) оказывало услуги по договору подряда, заключенному с организацией «Б», заработав 5 000 000 неденоминированных рублей.
В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ, оказание услуг и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (79 дней + 61 день=140 дней) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.
Однако, поскольку период участия в финансировании государственных расходов составил 140 календарных дней, т.е. менее 183 дней в году, то физическое лицо является плательщиком сбора.
При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическими лицами в бюджет с доходов физического лица от выполнения работ и оказания услуг по договорам подряда.
Пример3: физическое лицо в период с 1 марта 2015 года по 31 марта 2015 года (31 день) выполняло работы по договору подряда, заключенному с юридическим лицом, сумма дохода при этом составила 12 800 000 неденоминированных рублей. Кроме того, в период с 1 апреля по 30 апреля 2015 года (30 дней) данный гражданина состоял на учете в центре занятости в качестве безработного.
В рассматриваемом случае, поскольку договор подряда заключен на выполнение работ и сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договору подряда (31день) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.
Однако, поскольку общий период его участия в финансировании государственных расходов составил 61 день (31 день +30 дней), то гражданин признается плательщиком сбора.
При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическим лицом в бюджет с дохода физического лица от выполнения работ по договору подряда.
- подпункт 5.13 пункта 5 Декрета № 3 после слов «нетрудоспособности» дополнен словами «, выданным и оформленным в соответствии с законодательством».
Внесение данных дополнений обусловлено необходимо исключения случаев предъявления необоснованных требований по уплате сбора к гражданам, не имевшим места работы и перенесшим в 2015 году определенные заболевания (травмы), а также к женщинам, состоявшим под медицинским наблюдением во время беременности, родов и в послеродовой период.
За местными Советами депутатов либо по их поручению за местными исполнительными или распорядительными органами закрепляется право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (п.151 Декрета №3). Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.
- в подпункт 3.2 пункта 3 Декрета №3 внесены нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц.
Так, сумма сбора должна быть уменьшена не только на суммы уплаченных единого налога, налога при упрощенной системе налогообложения и подоходного налога с физических лиц, но и на сумму подоходного налога, не поступившего в бюджет, в связи с применением плательщиком стандартных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 164 НК, социальных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 165 НК, и имущественного налогового вычета, предусмотренного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 166 НК.
Пример: физическим лицом в налоговую инспекцию представлена справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц за 2015 год, согласно которой сумма начисленного дохода составила 3 000 000 неденоминированных рублей, размер примененных налоговых вычетов – 1 460 000 неденоминированных рублей, сумма подоходного налога, удержанного и перечисленного налоговым агентом – 200 200 неденоминированных рублей.
В рассматриваемой ситуации сбор должен быть уменьшен на сумму 390 000 неденоминированных рублей, где: 200 200 неденоминированных рублей – сумма подоходного налога фактически удержанного и перечисленного налоговым агентом; 189 800 неденоминированных рублей – сумма подоходного налога, приходящегося на налоговые вычеты (1 460 000*13%=189 800).
2. положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период прохождения альтернативной службы (пп. 5.5 п.5 Декрета №3).
3. положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2017 года.
- подпункт 5.12 пункта 5 Декрета №3 дополнен определенными условиями.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требованиями к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности, а, именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.
Таким образом, граждане, состоящие на учете безработных либо обучающиеся по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов только при отсутствии установленных фактов нарушения ими обязанностей в области занятости населения.
- дополнен подпункт 5.14 пункта 5 Декрета №3, в связи с чем лица, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование.
За дополнительной информацией по разъяснению норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» можно обратиться в инспекцию по месту жительства.
Пресс-центр инспекции МНС по Витебской области